Компоненты художественного творчества

ТОЭ Компьютерный монтаж Основы Flash Corel DRAW Учебник по схемотехнике Законы Кирхгофа P-CAD Autodesk Mechanical Desktop Электротехника Атомная физика Графический пакет OrCAD Теория множеств Оптическая физика Дифференциалы Интегралы Магнитные свойства Зонная теория Квантовая статистика Квантовая физика Магнитное поле Электростатика Геометрическая оптика Основы теории относительности Волновая функция Главную ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА КЛАССИЦИЗМА Художественная роспись тканей
История искусства
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
Средневековые замки западной Европы
Французский стиль в русской архитектуре
Ранний период архитектуры
барокко во Франции
КЛАССИЦИЗМ
География построек псевдоготического
стиля на территории России
Сен Сернен В Тулузе
Романика в Португалии
Романика в Германии
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА
ИСКУССТВО БАРОККО
Фламандское барокко
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
КЛАССИЦИЗМА
Классицизм и барокко
АНТИЧНОСТЬ И ВАРВАРСТВО
КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Древняя Греция
Эпоха Возрождения
Искусство Византии
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОТИКИ
Города и замки Германии
Нюрнберг
Берхтесгаден
Готика Франции
 Готика Англии
Монастырь и собор Мон Сен Мишель
Реймсский собор
Готический стиль в Германии
Клаус Слютер
АРХИТЕКТУРА РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА
ПЕТЕРБУРГ В СЕРЕДИНЕ XVIII СТОЛЕТИЯ
КЛАССИЦИЗМ В МОСКВЕ
Художественная роспись тканей
Ручная роспись тканей
роспись тканей в Японии
Особенности композиции в декоративном искусстве Японии
Японские мотивы в тканях модерна
Рецепт приготовления краски
Краски и красители
Перевод рисунка на ткань
Узелковая окраска тканей
Холодный батик
Законы и правила композиции в декоративно-прикладном искусстве
При росписи текстиля способом «горячий батик»
Компоненты художественного творчества
Свободная роспись с применением масляных красок

Свободная роспись с применением масляных красок Суть этого способа состоит в том, что изделие не требует запаривания, но есть большой недостаток — роспись этими красками не прозрачная. Однако метод прост, доступен каждому начинающему и особенно хорош для оформления летней и детской одежды, а также предметов быта.

Для работы необходимо приготовить краски: их следует выдавить на газету, освободив от масла, и через два часа сухую краску сложить в стеклянную баночку и залить таким же количеством растворителя № 1. Для получения более светлых тонов растворителя добавляют больше. Все тщательно перемешивают. Работать можно мягкой колонковой кисточкой или по трафарету.

В журнале «Декоративное искусство» (1964. — № 1) есть интересная статья «Катагами» О. Ездаева (по материалам «Гебраухсграфик», 8/1973 г.) (рис. 79, 80).

Техника окрашивания тканей с помощью трафарета зародилась в Китае, но именно в Японии искусство катагами было доведено до coвq)шeнcтвa. Трафареты — это склеенная в несколько слоев бумага с мастерски вырезанным пли пробитым штампами тонким узором. Часто слои скрепляются сетками из волоса или шелковых нитей, что позволяет использовать их многократно.

Иногда применяется позитивная техника, похожая на батик, когда ткань пропитывается по трафарету клеем, а затем прокрашивается — и так несколько раз, в зависимости от количества используемых цветов. Участки ткани, покрытые клеем, не прокрашиваются. Можно окрашивать ткань и непосредственно по трафарету тампоном, смочештым краской. Такую технику принято называть негативной. Японские мастера росписи текстиля нередко используют оба способа в одной работе. Трафареты, обычно прямоугольной формы с отношением сторон 1:2, могут накладываться по прямой линии илн зигзагообразно. Можно составлять одну композицию из четырех трафаретов. Большой изысканности мастера добиваются при печати одноцветных и многоцветных оттисков, применяя всевозможные дополнительные приемы: «слепой оттиск», подкладывание металлической фольги и другие способы орнаментов с других трафаретов. Эти приемы позволяют печатать множество независимых оттисков в рамках одного трафарета.

В художественной росписи японцы стремятся к неожиданным сочетаниям цветов. Истоки их творчества — в сокровищах азиатской литературы, религиозного искусства. Каждый орнамент катагами имеет определенное значение, связанное с классической литературой дополнительными атрибутами или определенной окраской. Художник ищет соответствующий взятому образцу литературный эквивалент: сосна символизирует долгую жизнь, бамбук — выносливость того, кто кажется слабым. Нередко литературные ассоциации ценятся выше, нежели формальное мастерство художника. Среди источников мотивов катагами — эмблемы, геральдические знаки, символы доброй судьбы, талисманы, охраняющие от злых духов, и другие закодированные понятия.

Практическая часть упражнения Заготовить красители. На зскнзе разработать мотив букета, составленного из пленэрных зарисовок цветов, листьев и трав. Фон оставить белый, использовать прорисовку форм цветной линией одной толщины. Решение плоскостное, в несколько цветов. Внутренняя разработка элементов букета выполняется более тонкой линией.

Хлопчатобумажную ткань пли белый трикотаж натянуть на пяльцы. Выполнить роспись по эскизу без предварительного рисунка на ткани. Краску

Подпись:  Подпись:

наносить легкими, свободными мазками, направление которых напоминает форму лепестка, листа.

Необходимо следить за тем, чтобы при нанесении первых мазков не образовались затеки излишков краски, для чего после каждого смачивания кисти необходимо отжать ее о край посуды, а затем дополнительно промокнуть на газетной или оберточной бумаге, только тогда мазок будет чистым, не будет затекать и растекаться. Цветовой насыщенности можно добиться многократным перекрытием ткаии (после высыхания каждого покрытия).

Готовую работу просушить в течение четырех дней при комнатной температуре и проутюжить, затем простирать в теплом мыльном растворе.

Потренировавшись на небольшом размере ткани, выполните композицию на изделии (можно на готовой белой блузе или футболке). Для этого необходимого размера раму обтяните белой чистой тканью и прикрепите изделие портняжными булавками.

Контрольное задание по теме «Свободная роспись»

Цель задания — объединить все навыки, полученные в предыдущих упражнениях по технологии свободной росписи, и решить творческую задачу: создать декоративную композицию «Лесной букет».

Размер рамы 70x70 см (или больше, как позволяет ткань), материал — шелк.

Эскиз композиции составляется на основе навыков, полученных в выполнении предыдущих упражнений. В разработке эскиза можно использовать традиционное решение формы букета.

Для объединения в группу разнородных элементов растительного характера необходимо согласовать их по масштабу. Чаще всего в центр группы помещают элементы наиболее крупного масштаба, более «тяжелые» по цвету, менее расчлененные, затем помещают элементы «среднего» масштаба и, наконец, более мелкие, связывающие фон, свободное от рисунка пространство с самим букетом, который может быть в целом как симметричной, так и асимметричной формы. Все растительные формы, вхо: дящие в букет, должны быть в одинаковой степени условными, выполненными едиными графическими приемами. Большое значение имеет распределение промежутков фона между элементами, входящими в букет. В их распределении должна угадываться закономерность: от мелких — к крупным или наоборот. Необходимо следить за общим абрисом формы букета: он не должен быть очень замысловатым, усложненным.

В рисунке должны преобладать линии одного характера, так же, как и элементы, входящие в композицию букета, подвергаются одному правилу композиции.

Дополнительные элементы обогащают фактуру рисунка, создают связь между основным мотивом и фоном.

Выбор цветовой гаммы в соответствии с характером мотива способствует целостному решению. Активный центральный мотив поддерживается более слабыми по тону цветовыми раскладками боковых элементов.

В этом задании выбирается любой способ свободной росписи ткани. Если декоративная композиция «Лесной букет» представляет собой настенное панно, то запаривать работу необязательно. Можно хорошо прогладить горячим утюгом, перед тем как оформить работу в багет.

Вопросы для повторения к главе VII

Какова роль загусток в свободной росписи?

Как готовится солевой раствор?

Как приготовить крахмальную загустку?

Как выполняется роспись «по сырому»?

Как наносится второй план?

Как проводится графическая прописка?

Чем характеризуется техника «сухая кисть»?

Как готовятся краски для «сухой кисти»?

Как выполняется свободная роспись с

крахмальной загусткой?

Как выполняется свободная роспись масляными красками?

В чем колоритные особенности техники «свободная роспись»?

В чем композиционные преимущества техники «свободная роспись*?

В чем технологические преимущества техники «свободная роспись»?

Каковы способы завершения работы в технике «свободная роспись»?

Пример использования «эффекта белизны» в дипломной работе З.И. Мбатулиной «Поэтапное выполнение художественной росписи по шелку способом травления» (1999 г.)

Рассмотрим фрагмент дипломной записки к творческой работе «Хризантемы», выполненной способом травления «Белизной» подкладочной саржи черного цвета.

Изучение способа травления на занятиях по художественной росписи ткани

Способ травления «позволяет выполнить на ткани интересные композиции, отвечающие состоянию природы, настроению, очень утонченные по цветовым нюансам... Умелое обращение с «Белизной» иногда дает непредсказуемые интересные эффекты, требует тонкого художественного чутья, что приходит с опытом»

«Передтем как выполнить наглядные пособия способом травления, я очень долго и внимательно присматривалась к осенним цветам: хризантемам, подсолнухам, пионам, стараясь понять и прочувствовать нежность каждого лепестка, пластику листьев и гибкость стеблей. Стараясь бережно лепить каждый цветок, я стремилась к тому, чтобы эта « сделанность» не мешала цельности восприятия композиции. В этой кропогливой работе я попыталась раскрыть свою большую любовь к цветам, свое личное, заветное отношение к природе. Это вдохновило на создание работ, в которых изображения цветов условны и реальны одновременно. В качестве средств выражения служат отбеливатель и саржа. Решенные в технике травления (выбеливания) работы выдержаны в темносеребристой гамме различной тональности» (из дневника З.И. Ибатулиноп).

С помощью реалистического языка достигалась ясность композиции, лепка формы велась изначально светом, а затем прорабатывалась с помощью цвета.

Язык батика предполагает условность изображения форм, которая выражена в плоскости, в условности использования цвета, обобщения характера формы. Этими принципами мы воспользовались при разработке композиции. Были рассмотрены возможные варианты цветовой гаммы, тональности, теплохолодности, количественный набор мотивов, характер линейных очертаний. В итоге мы остановились на данном варианте, считая, что он более выразительно Определяет каше понимание темы. Поэтому в своей работе мы отказываемся от строгой конкретности и обращаемся к языку символов, оставляя за зрителями право на собственное восприятие работ.

Выбор основной гаммы и подчинение общего колористического решения этой гамме позволяет осмысленно подходить к вопросу цветового решения произведения. Недостаточно распределить цвета по плоскости изделия. Мы учились управлять возможностями, которые дают имеющиеся под рукой материалы («Белизна» или «АСЕ», саржа темносерого цвета, анилиновые красители). Колористически гармонично решенная композиция подобна музыкальному произведению, в котором ясно слышится основная мелодия на фоне музыкального сопровождения, не заглушающего эту мелодию, а только подчеркивающего и обогащающего ее.

Техника травления, которую мы применили при создании работ, характерна использованием ахроматических цветов (от греческого слова «хромое» — цвет). К этой группе цветов относятся белый, черный и промежуточные между ними чистосерые цвета, т. с. такие серые, которые не имеют никакого оттенка, никакой примеси (даже самой малой) какоголибо другого цвета. Ахроматические цвета различаются между собой только по светлоте.

Для гармонизации и богатства композиции на заключительных этапах работы нами использовалась достаточно четко ограниченная палитра цвета. Такой выбор цветов оправдан вечерним осенним колоритом, существующим в природе. Сама техника травления предполагает сложный, спокойный колорит, лишь коегде вспыхивая и тонизируя всю композицию. Для работы лучше всего использовать аэрограф. Его применение помогает создать тоновую палитру, научить находить интересные формы в случайных эффектах, добиться аккуратности при работе с «Белизной».

«Техника выбеливания с помощью аэрографа вызвала интерес у учащихся своей новизной, необычностью исполнения, неожиданностью результатов. Студенты впервые столкнулись с подобной техникой, поэтому такое занятие можно назвать творческим экспериментом. Они очень быстро включились в рабочий процесс. Мне только оставалось рассказать о технических нюансах. Учащиеся работали с увлечением, задавали вопросы друг другу, внимательно следили за ходом не только своей работы, но и работы своих коллег. Анализируя проделанную работу, в конце занятия мы оговорили все минусы и плюсы такой техники» (из дневника З.И. Ибатулиной).

Практические советы при работе в технике травления

Травление — это один из способов росписи ткани, основанный на свой

стве химического разрушения травителем (отбеливателем) красочного слоя текстильного материала и позволяющий выполнить на ткани интересные композиции благодаря неожиданным эффектам.

Выбор материалов. При работе в данной технике наиболее удачным материаломтравителем является «мягкий» отбеливатель типа «АСЕ». В отличие от отечественных хлорсодержащих растворов, таких, как «Белизна», вышеупомянутый отбеливатель обладает щадящим свойством по отношению к волокнам ткани.

В качестве «холста» используются однотонные ткани, такие, как саржа, окрашенный шелк, хлопчатобумажные ткани. При выборе ткани предпочтение отдается материалам отечественного производства, так как импортные аналоги плохо поддаются травлению, а некоторые образцы совсем не отбеливаются. Также важно знать, что наиболее слабыми по отношению к разрушающему воздействию травителя являются натуральные ткани. Поэтому при работе с ними надо быть предельно осторожным, не допускать многократного нанесения отбеливателя на одно и то же место во избежание разрыва материала.

Палитра. На первом этапе работы делается палитра — приводится в соответствие процентное содержание травителя в водном растворе с тоном. Готовятся растворы разной концентрации. Чем больше приготовлено растворов, тем шире тональный спектр и, следовательно, богаче и разнообразнее колорит работы. Наиболее оптимальным является набор из четырех разведенных до нужной концентрации травнтелей (см. таблицу).

Инструменты и приспособления. Прн травлении используются кисти из синтетических волокон, стойких к разрушающему воздействию отбеливателя. Для покрытия раствором большой площади удобно использовать аэрограф, приспособления для разбрызгивания жидкости. Для нанесения на небольшие участки можно разбрызгивать травитель на ткань с помощью зубной щетки и линейки.

Порядок ведения работы

1. Натянуть ткань на подрамник.

Таблица

№п/п

Состав раствора

содержание «АСЕ», части

содержание воды, части

Тон

1

2

1

12

3

1

8

4

1

4

5

1

Для этого ее предварительно смачнвают во избежание провисания в процессе работы. Также нужно учитывать, что прн высыхании ткань натягивается и в местах скрепления с подрамником могут появиться разрывы. Поэтому оставляется небольшой припуск при натяжке.

2. Нанесение рисунка на высохшую ткань начинается с самого слабого раствора. Работа ведется по направлению от темного к светлому. Для получения более четких графических линий в раствор можно добавить кристаллы соли. Во избежание появления дыр на ткани при использовании «Белизны» 100%ным раствором можно покрывать только один раз.

В технике травления лучше выполнять настенные панно, так как готовое изделие запариванию не подлежит.

После выбеливания «Белизной» и отбеливателем «АСЕ» получаются пятна различных оттенков. «Белизна» дает оттенки от желтоватого к сухому белому, в то время как «АСЕ» переводит их в сторону лиловофиолетовой гаммы.

Меры безопасности

При работе с травителем не допускать его попадания на слизистую оболочку глаз и открытые участки кожи! В случае попадания во избежание ожога это место следует немедленно промыть под струей холодной проточной воды!

При приготовлении растворов использовать специальную стеклянную посуду.

Работу вести с использованием индивидуальных средств защиты: резиновых перчаток,

Работать при наличии в помещении вентиляции.

Регламент работы должен включать в себя наличие периодических перерывов с пребыванием на свежем воздухе не менее 20 минут и не реже чем через 2 часа.

Вывод

Способ травления очень эффективен и нов, но всегда нужно помнить, что он требует большой аккуратности.

История искусства