Компоненты художественного творчества

ТОЭ Компьютерный монтаж Основы Flash Corel DRAW Учебник по схемотехнике Законы Кирхгофа P-CAD Autodesk Mechanical Desktop Электротехника Атомная физика Графический пакет OrCAD Теория множеств Оптическая физика Дифференциалы Интегралы Магнитные свойства Зонная теория Квантовая статистика Квантовая физика Магнитное поле Электростатика Геометрическая оптика Основы теории относительности Волновая функция Главную ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА КЛАССИЦИЗМА Художественная роспись тканей
История искусства
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
Средневековые замки западной Европы
Французский стиль в русской архитектуре
Ранний период архитектуры
барокко во Франции
КЛАССИЦИЗМ
География построек псевдоготического
стиля на территории России
Сен Сернен В Тулузе
Романика в Португалии
Романика в Германии
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА
ИСКУССТВО БАРОККО
Фламандское барокко
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
КЛАССИЦИЗМА
Классицизм и барокко
АНТИЧНОСТЬ И ВАРВАРСТВО
КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Древняя Греция
Эпоха Возрождения
Искусство Византии
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОТИКИ
Города и замки Германии
Нюрнберг
Берхтесгаден
Готика Франции
 Готика Англии
Монастырь и собор Мон Сен Мишель
Реймсский собор
Готический стиль в Германии
Клаус Слютер
АРХИТЕКТУРА РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА
ПЕТЕРБУРГ В СЕРЕДИНЕ XVIII СТОЛЕТИЯ
КЛАССИЦИЗМ В МОСКВЕ
Художественная роспись тканей
Ручная роспись тканей
роспись тканей в Японии
Особенности композиции в декоративном искусстве Японии
Японские мотивы в тканях модерна
Рецепт приготовления краски
Краски и красители
Перевод рисунка на ткань
Узелковая окраска тканей
Холодный батик
Законы и правила композиции в декоративно-прикладном искусстве
При росписи текстиля способом «горячий батик»
Компоненты художественного творчества
Свободная роспись с применением масляных красок

Фрагменты теоретической части дипломной работы Компоненты художественного творчества

В отличие от многих других видов общественного труда, художественное творчество отличается компонентностью, а в идеале — универсальностью познаний, культуры, мастерства, которые необходимы для создания произведения искусства.

Говоря о компонентах творчества, необходимо все время исходить из наличия художественного таланта. Без этого разговор о компонентах творчества был бы просто бесполезным. Одной из сторон художественного таланта является способность освоения и обогаще

ния всех необходимых компонентов творчества.

Познание жизни — одна из самых трудоемких, часто не кажущихся творческими проблема труда художника. Ее сложность заключается в том, что художник должен знать гораздо больше, чем обычный человек, и в том, что для него особенно важно непосредственное, личное знание многообразных сторон жизни. А. Толстой отмечает, что, в отличие от науки, которая обобщает сумму опытов, искусство основано на личном опыте: «Искусство — это опыт личной жизни, рассказанной в образах и ощущениях, — личный опыт, претендующий стать обобщением».

Еще одним важнейшим компонентом творчества является мировоззрение художника, которое определяет направление и смысл всей его работы. Главными критериями мировоззрения являются его соответствие объективным законам жизни, его народность и прогрессивность. Оно оказывает непосредственное влияние на становление метода творчества.

Художественный метод является как бы связующим звеном между объективной действительностью и творческим действием художника, инструментом творческой деятельности и одновременно критерием опенки ее результатов. Принципы художественного метода формируются в творческой работе художника, поэта и т. д.

В творческом процессе художника имеет значение и эстетический, и художественный вкус, т. е. эстетическое отношение к жизни и принципы художественного воплощения.

Какие бы компоненты творческого процесса ни выдвигала та или иная эстетическая система прошлого, вкус почти всегда становился на первое место.

Вкус художника — это вкус «практический*, это способность чувствовать н понимать красоту, но гакжеу.ме ние ее воплотить в материи того или иного вида искусства, «сделать*, прекрасное.

Наиболее очевидным и признаваемым компонентом творчества является мастерство. Его нередко считают единственным компонентом творческого процесса, способностью, тождественной творчеству. Мастерство — то, чем можно овладеть, и то, без чего явно не может быть творчества.

Мастерство в широком смысле слова — это высокие способности художественного видения, образного мышления и художественного воплощения, это умение создавать подлинно художественные образы, имеющие общенародную ценность пропзвелення Вы дение средствами поэзии, музыки, скульптуры и др. должно быть свободным и не заставлять прилагать излишние усилия в творческой работе. Важно владеть всей палитрой художественных средств, свободой выбора, рефлекторной емкостью использования, интуитивной способностью опредмечивания и т. д.

Мастерство также проявляется в высокой требовательности. Чем больше мастер, тем более изыскателен он н труде. Настоящий мастер не поставит точку, не достигнув оптимального результата, но, «прочитывая» свой труд, подлинный художник будет видеть любую фальшь, малейшее несовершенство, будет способен искать н создавав ь лучшее и наилучшее. А это и есть мастерство.

Динамика творческого действия

Процесс художественного творчества включает целесообразный труд, определенную систему сознательных, так или иначе планируемых художником действий. Определение их характера имеет принципиальное теоретическое значение.

Описание творческого процесса в искусстве — более широкая проблема, чем описание динамики творческих действий. Но фазы творческих действий составляют целесообразную основу творчества как процесса, доступную теоретическому моделированию на уровнях психологического и философского исследования в силу наблюдательности.

Создание художественного произведения не отдельный акт, а поэтапный процесс, часто длительный, включающий целый ряд специфических творческих действий. Творческий процесс в искусстве имеет несколько абсолютно обособленных фаз, четко спланированных процедур. Процессуальность и стихийность творческих действий более характерна для них, чем (разность. Однако этот процесс развивается от исходной цели к созданию художественного произведения, имеет специфическую логику, закономерно обусловленные необходимые стадии.

Процесс работы художника направлен на создание нового художественного произведения. Легок ли этот процесс? Признаний в его легкости много, но еще больше выводов о его колоссальных трудностях. Теоретическое исследование динамики творческого процесса художника приводит к выводу, что этот процесс сложен и трудоемок, но вместе с тем специфичен непроизвольными периодами «самодвижения» творческих сил, богат эвристическими озарениями и вдохновением, что создает ощущение его непринужденности и легкости.

Продолжительность процесса творчества зависит и от вида искусства как характера замысла, и от особенностей таланта и мастерства художника, от внешних условий и обстоятельств, наконец, просто от случайностей протекания процесса.

Продолжающаяся всю жизнь и ежедневно работа художника обеспечивает процессу непосредственного создания произведения необходимую почву и подготовку. Получаегся, что сама работа над произведением — это лишь один из этапов творческого процесса (а можно было бы сказать — творческой жизни художника).

Но теперь пойдет речь лишь о непосредственных творческих действиях, т. е. о том периоде, когда художник уже создает произведение.

В теоретической литературе существует описание и анализ этапов творческих действий. Проблемой этапов мыслительнотворческой работы занимается и немецкая школа психологии, российские исследователи; многие писатели и художники посвятили разработке данной проблемы свои статьи. Например, А. Фадеев называет следующие фазы своей работы: первая — период «первоначального художественного накопления»; второй период — это вынашивание замысла; третий — процесс писания произведения.

Различные подходы к проблеме динамики творческих действий имеют общие черты. Психологический, искусствоведческий, художнический аспекты совпадают, взаимно конкретизируют друг друга.

И еще один немаловажный момент. Творчество в искусстве возможно только на основе связи с жизнью. Но для периода непосредственного создания произведения художнику необходимо сосредоточиться «в себе», в замкнутом мире своих накоплений. «Изоляция» дает художнику возможность максимально мобилизовать внимание, преодолеть психологические трудности сосредоточения на замысле, добиться устойчивости внимания и работоспособности, избежать рассеивания волевых и умственных сил. Максимальному сосредоточению творческих сил художника способствуют внутренние психологические факторы — влюбленность в тему, увлеченность и одержимость творческим трудом.

Подводя черту вышесказанному, мы можем уяснить для себя следующие моменты: человек, увлеченный творчеством, должен быть в какойто мере одержимым человеком. Для того чтобы достичь результатов, он посвящает искусству свою жизнь. Это очень наблюдательный, мыслящий, обладающий огромным и богатым внутренним миром художник. Процесс творчества очень многогранен и сложен. Что же он включает в себя? Как удается художнику достичь желаемой цели? Итак, творческий труд включает в себя следующие этапы.

Первоначальное художественное накопление

Этот период предшествует созданию произведения. Он отличается непроизвольностью и разн©направленностью усилий. Накопление разнообразных знаний, наблюдений, впечатлений, навыков, мастерства происходит «вообще», подчас стихийно. У художника пока еще нет сложившегося замысла произведения.

В этот период поисков больше, чем открытий, вопросов больше, чем ответов. Психологи называют такое сопоянне «установкой на наблюдения», связанной с постоянной готовностью искать, воспринимать, обдумывать всевозможные впечатления.

Но и в этот первоначальный период художник не просто воспринимает жизнь — он воспринимает ее как художник, с особой остротой, впечатлительностью, эстетической и социальной чуткостью. По мере роста «стажа» наблюдений увеличивается их запас.

Рассматриваемый период — это период накопления и знаний, и культуры, п вкуса, и мастерства, т. е. всех компонентов творчества. Итогом периода «первоначального художественного паком 1ения» является возникновение замысла и замыслов будущих произведений.

Замысел

Замысел — это скачок в работе художника. Все то, что он узнал, перечувствовал и передумал, постепенно, а часто неожиданно суммпруски и замысле. Подготовленный всем ходом предыдущей работы, замысел является эвристическим прозрением художника и становится началом целенаправленной работы над произведением. «Замысел, так же как молния, возникает п сознании человека, насыщенном мыслями, чувствами и заметками памяти. Накапливается это все медленно, исподволь, пока не доходит до такой степени напряжения, которое требует неизбежного разряда. Тогда весь этот сжатый и хаотический мир рождает молнию — замысел»1.

Замысел произведения — результат творческой работы и творческого открытия художника. В замысле отражается его мировоззрение, интересы и вкусы. Наиболее выдающиеся художники способны к великим замыслам. Обширные знания и культура, страстное желание способствовать прогрессу человека, сила таланта, богатство мастерства и творческой энергии рождают большие и великие замыслы. Замысел овладевает душой художника, рождает вдохновение, пробуждает интуицию и фантазию.

Художественный замысел представляет собой как бы «зерно будущего произведения, в котором содержится программа его устройства с разной степенью определенности, тех или иных его сторон»

Замысел основан на воображении отдельных, подчас многих сторон будущего произведения и на воображении произведения как целостного образа. В замысле все приблизительно. И в то же время настолько определенно, что творческий процесс получает благодаря замыслу свое направление и смысл.

Замысел — эскиз будущего произведения. Между замыслом и произведением — сложный процесс работы, которая приводит художника к результатам.

Периоды вынашивания

Многие художники, теоретики, художники считают необходимым обособить периоды вынашивания замысла, а также других элементов работы. В эти «периоды инкубации происходит работа сознательной и подсознательной сферы по обдумыванию, персонификации, детализации и уточнению мысли и воображения».

Замечено, что, когда те или иные стороны произведения «выношены», процесс окончательной разработки протекает более эффективно.

В период вынашивания центростремительно сосредоточивается опыт впечатлений и воображений художника, чтото опускается в глубины памяти, чтото, напротив, «пристраивается», встает на «свое место». Голый стержень основной мысли, туманное представление образа насыщается красками, становясь живым растением. Часть этой работы осуществляется неосознаваемо. Поэтому период вынашивания часто выглядит и для окружающих, и для самого художника как непродуктивный период.

Это внешняя сторона процесса, его внутренняя сторона — напряженная, сознательная и подсознательная деятельность творческих сил, требующая от художника большой самоотдачи.

Специфика периода вынашивания — это сосредоточенность художника в себе, па внутренних накоплениях, материале, опыте.

Планы, черновики, наброски К существенным и неотъемлемым сторонам творческой работы следует отнести пробы и планы, черновики и наброски. В процессе работы художника возникают не только планы целого произведения, но и планы отдельных его сторон. Планы имеют «рабочее» значение. Планирование — индивидуальная особенность творчества.

Каждая творческая задача решается в начале предварительно, как проба. В процессе работы происходит развитие или отмена предварительных вариантов, «перепланирование», уточнение и т. п.

Художник разрабатывает черновики, наброски, этюды, эскизы, пробные варианты. Каким бы гениальным ни был замысел произведения, само произведение возникает только в результате творческой разработки. Черновики и пробы — ее начало, это разведка, когда проясняются состав содержания, характер образов, логика и структура будущего произведения.

В черновой работе художника много преимуществ. Одно из них заключается в том, что художник здесь наиболее свободен. Он создает варианты, имеющие лишь рабочее значение, активно экспериментирует, ищет. Воображение его безотчетно, фантазия не обусловлена. Процесс художественнотворческого труда включает большой элемент такого экспериментального, репетиционного по своему характеру труда. И эксперимент, и ошибка, и пробы присущи творческому процессу, являются его закономерными звеньями и этапами, всегда необходимыми в творческой работе. Но суть творчества заключается в его общественном значении, и потому пробы и эксперименты не могут быть самоцелью творчества. Правда, у больших художников и пробы часто приобретают самостоятельную ценность, например рисунки Леонардо да Винчи, этюды Сурикова.

Художнику приходится проделывать часто большую, многократную работу, прежде чем произведение станет достоянием народа, значимым для общества.

Между пробой и произведением лежит период работы, когда эксперимент или доводится до логической и художественной завершенности, пли отбрасывается. Сам опыт экспериментирования тоже важен в творческом [процессе.

Фазы окончательной разработки В этот решающий период происходит окончательное становление произведения как целого. Подготовительные черновики вытесняются окончательным вариантом. В период окончательной разработки богато проявляется эвристический характер творческого действия, рождаются большие и малые открытия, находки, прозрения. Происходит это потому, что художник достиг наиболее свободного владения материалом как превосходства над ним. Значение периода окончательной разработки заключается в том, что теперь произведение возникает как единое целое. Прежде был подготовительный в той или иной мере материал, приблизительный образ целого. Происходили окончательное установление всех элементов произведения, частей и аспектов в той их взаимосвязи, которая задумана художником или открыта им в процессе работы.

Процесс окончательной разработки произведения — это в основном процесс работы «за столом», инструментом, за мольбертом и т. д. Но и в этот период художник часто нуждается в подключении новых сведений и фактов, в проверке и уточнении матер! 1ала, в обогащении его дополнительными впечатлениями. Работая над произведением, художник не перестает чувствовать пульс жизни, нередко, мысленно и непосредственно, обращается к своим слушателям, читателям. Это помогает окончательно выбрать те или иные решения.

История искусства