Горячий батик

ТОЭ Компьютерный монтаж Основы Flash Corel DRAW Учебник по схемотехнике Законы Кирхгофа P-CAD Autodesk Mechanical Desktop Электротехника Атомная физика Графический пакет OrCAD Теория множеств Оптическая физика Дифференциалы Интегралы Магнитные свойства Зонная теория Квантовая статистика Квантовая физика Магнитное поле Электростатика Геометрическая оптика Основы теории относительности Волновая функция Главную ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА КЛАССИЦИЗМА Художественная роспись тканей
История искусства
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
Средневековые замки западной Европы
Французский стиль в русской архитектуре
Ранний период архитектуры
барокко во Франции
КЛАССИЦИЗМ
География построек псевдоготического
стиля на территории России
Сен Сернен В Тулузе
Романика в Португалии
Романика в Германии
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА
ИСКУССТВО БАРОККО
Фламандское барокко
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
КЛАССИЦИЗМА
Классицизм и барокко
АНТИЧНОСТЬ И ВАРВАРСТВО
КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Древняя Греция
Эпоха Возрождения
Искусство Византии
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОТИКИ
Города и замки Германии
Нюрнберг
Берхтесгаден
Готика Франции
 Готика Англии
Монастырь и собор Мон Сен Мишель
Реймсский собор
Готический стиль в Германии
Клаус Слютер
АРХИТЕКТУРА РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА
ПЕТЕРБУРГ В СЕРЕДИНЕ XVIII СТОЛЕТИЯ
КЛАССИЦИЗМ В МОСКВЕ
Художественная роспись тканей
Ручная роспись тканей
роспись тканей в Японии
Особенности композиции в декоративном искусстве Японии
Японские мотивы в тканях модерна
Рецепт приготовления краски
Краски и красители
Перевод рисунка на ткань
Узелковая окраска тканей
Холодный батик
Законы и правила композиции в декоративно-прикладном искусстве
При росписи текстиля способом «горячий батик»
Компоненты художественного творчества
Свободная роспись с применением масляных красок

При росписи текстиля способом «горячий батик» открываются огромные возможности проявления авторского почерка, что особенно ценится в декоративном искусстве. Художник легко откликается на декоративные поиски, иа разнообразие живописных и графических манер. Классическая техника горячего башка многократное покрытие ткани расплавленным воском и ее погружение в краску

В основном образная выразительность в изделиях из текстиля, расписанных способом «горячий батик», достигается колористической гармонией. При этом разработка цвета бесконечно разнообразна по структуре, оттенкам, цветосочетаниям, достижимым только в этой технике.

Способы росписи ткани горячим батиком как никакие другие мобилизуют творческую фантазию художника, его профессиональное мышление и волю, дают большие возможности для его самовыражения (см. цв. вкл., с. 26,31).

Резервирование отдельных участков ткани в горячем батике осуществляется горячим резервом, в основе которого лежат воск и парафин. Благодаря тому что контурные линии здесь не обязательны, в рисунке возможны мягкие переходы тонов. Соединение различных приемов нанесения резервирующего состава позволяет делать более тонкие и разнообразные разработки орнаментальных форм. При составлении горячих резервов, кроме парафина и воска, добавляется еще вазелин, так как парафин, охлаждаясь, затвердевает и образует хрупкую пленку, через которую может проникнуть краска. Добавление же вазелина делает защитную пленку мягкой и эластичной. После окончания работы резерв удаляется с поверхности с помощью утюга.

Рецепты приготовления горячего резерва (в граммах)

Рецепт 1

Парафин 250

Воск искусственный — 250 500

Рецепт 2

Парафин — 250

Воск искусственный — 230 Вазелин технический — 20 500

Рецепт 3

Парафин — 350

Вазелин технический — 150 500


Рецепт 4

Парафин — 400

Воск натуральный — 100
500

Рецепт 5

Парафин — 500

Вазелин технический — 250

Воск натуральный — 250

Гооо

Парафин и воск размельчить (удобно — на крупной терке), добавить вазелин, положить все это в железную банку, которую поставить в ковшик (илн специальное приспособление) с водой и нагревать (рис. 69). Когда вода закипает, начинает растапливаться резерв. Следите, чтобы вода в него не попала. Леечки, рейсфедеры и другие инструменты греют вместе с резервирующим составом. Учтите, что пары парафина вредны, поэтому работать нужно в проветриваемом помещении, около форточки или в помещении, оборудованном специальной вытяжкой. Следите за подогревом резерва. Если во время подогревания воск дымит, это значит, что он перегрелся. Нормально нагретый резерв вытекает из леечки равномерно и не разливается, Перегретый резерв разливается иа материале, а недостаточно нагретый не может глубоко в него войти и остаекя па понорхиос1 и а виде корочки.

В горячем батике различают несколько способов работы: батик в одно перекрытие, батик в два илн несколько перекрытий, роспись от пятна в«крлкле».

Практические упражнения

Простой батик (Водно перекрытие)

Упражнение 1. Наиесеиие резерва щетинными кистями Выполнить эскиз статической крупноузорной композиции 30x30 см, используя мотивы пленэрных зарисовок крупных цве гов, листьев, семейных соцветий, трансформированных" н декоративные формы (рис. 70). Уст и выполнить в два цвета: белым п любой другой.


Натянуть подготовленную хлопчатобумажную ткань на раму размером


30x30 см или пяльцы диаметром 30 см. Нанести резерв иа основной белый узор, используя топкие и толстые щетинные кисти (рис. 71). После нанесения резерва материал аккуратно снимите с рамы и окуните в холодную воду (для ускорения затвердевания резерва и для прочного его закрепления). Можно не снимать с рамы ткань, а проштамповать ее холодной водой. После затвердения резерва приступайте к окраске в красильном растворе, лучше всего из реактивных красителей (холоднокрасящих), в которых крашение производится при более низкой температуре.

На шелковые материалы резерв наносится один раз. 11а более грубых материалах нарисованные места следует очертить и с изнаночной стороны покрыть новым слоем резерва.

После того как произведена окраска, ткань снимите с рамы (нилец) и через несколько слоев газеты (подкладывая их снизу и сверху) проутюжьте горячим утюгом. Газеты меняйте после каждой проутюжки до тех пор, пока на них ие останется следа от воска.

Учтите, что окрашенная таким образом ткань становится значительно грубее. Чтобы вернуть ткани первоначальную мягкость, нужно протереть ее авиационным бензином.

Если в работе применялись слабые красители, то готовое изделие можно запарить.

Вариант упражнения. Резервом можно перекрыть фон, тогда получится цветной орнамент на белом фоне (рис. 72).

Упражнение 2. Использование твердых штампиков и других приспособлений

Продумайте эскиз геометрического орнамента для декоративной подушки, используя прямоугольную форму имеющихся у вас твердых штампиков и рейсфедеры для проведения прямых линий (рис 73).

Нанесите узоры орнамента на хлопчатобумажную ткань, размер рамы 30x50 см. Зарезервируйте орнамент и покройте красителем с помощью ватного или губчатого тампона, можно использовать широкую мокрую кисть — флейц.

Высушите, проутюжьте, снимая резерв, при необходимости можно запарить.


Упражнение 3. Работа с леечкой (см. цв. вкл., с. 21)

Для этого упражнения понадобится рама размером 40x80 см, хлопчатобумажная ткань.

Выполнить эскиз (20x30 см) декоратпнпой композиции, н задачу которой входит членение прямоугольной плоскости рядом вертикальных криволинейных линий, расположенных на различном расстоянии друг от друга. Можно использовать одиночные геометрические фигуры для заполнения больших промежутков. Цветовая гамма и выбор цветов — по желанию. Сделать по эскизу картон. Перенести рисунок на ткань, заранее подготовленную для росписи.

Леечкой с разогретым резервом нанесите контурные линии строго по рисунку. Линии проводите не сразу иа ткани, а начинайте их вести с бумаги или клеенки, точно закрепленной на верхнем и нижнем крае, так как в начальной точке соприкосновения инструмента с тканью обычно происходит утолщение линии. С помощью такой бумажной или клеенчатой подкладки начинают и прерывают линии на ткани.

Проверьте, хорошо ли закрепился резерв на ткани. Для этого можно посмотреть работу на просвет. Если есть необходимость, то надо провести дополнительное резервирование с изнанки. Закрепите резерв холодной водой и проведите роспись композиционных элементов между линиями, как в холодпом батике. Снимите резерв и запарьте изделие (если необходимо).

Сложный батик (в несколько перекрытий) (см. цв. вкл. ,с. 11)

Упражнение 1. Три перекрытия резервом

Составьте орнаментальную композицию с заданным цветом: белые, синие и зеленые произвольные фигуры на меднокоричневом фоне, формат 30x30 см. Возьмите такого же размера хлопчатобумажную ткань и перенесите рисунок. Разведите синий, желтый, коричневый красители. Соответствующие эскизу белые цветовые пятна перекройте резервирующим составом и покрасьте всю ткань в синий цвет. При этих условиях очертания под резервом останутся белыми Ткань высушите. Затем перекройте резервом фигуры, которые должны быть синего цвета, и всю ткань покроите желтым цветом. За несколько минут незарезервированный материал окрасится в зеленый цвет, а очертания от второго воскового резерва останутся синими, так как желтый краситель не может проникнуть через него, а при наложении желтого на синий получается зеленый цвет. И так получаются белые и синие мотивы на зеленом фоне. Дальше на зеленом фоне перекройте резервом орнаментальные мотивы, которые должны быть зелеными. Не забывайте подсушивать ткань (можно феном) н сделайте последнее перекрытие всего куска ткани коричневым красителем. Сухой тряпочкой протрите ткань вместе с резервом и снимите резерв горячим утюгом через газеты. Остатки воска на ткани можно удалить легким бензином.

Так многократным перекрытием ткани резервом и растворами красителей можно получить многокрасочные, эффектные по колориту композиции. Нужно помнить, что окрашивание ведется от светлого к темному цвету.

Упражнение 2. Роспись от пятна

В этом случае воспроизводится цветной рисунок на темном фоне без характерных для батика белых обводок. Это самая сложная и интересная работа. Вместо сплошных последовательных перекрытий всей ткаии здесь на ткань наносятся расплывчатые пятна разных цветов. Эти пятна с помощью лейки или кисточки прорисовываются резервом, далее эти же или соседние пятна перекрываются другим цветом, и снова идет дальнейшая прорисовка. Нужно запомнить, что такое перекрытие и прорисовку можно выполнять только три раза, а затем все перекрывается темным фоном (см. цв. вкл., с. 17).

Выполните композицию «Полевой букет», используя пленэрные зарисовки. Приготовьте светлосиреневую, желтую, голубую и черную краски. Ткань натяните на квадратную раму размером 40x40 см. Сделайте эскиз в цвете, картон и перенесите рисунок.

В центральной части нанесите несколько пятен светлосиреневой гаммы, разных по тоиу.

Прорисуйте, например, маргаритки и закройте их резервом.

Перекройте оставшиеся пятна голубым цветом.

На полученном фиолетовом цвете прорисуйте резервом цветы полевой герани.

Перекройте желтым цветом, большим пятном.

На желтом цвете резервом прорисуйте купавки.

На зеленом цвете, который получился после перекрытия голубой краски желтой, прорисуйие листья резервом.

Перекройте все черным цветом.

Каждый зарезервированный и окрашенный участок просушите.

Черный или любой темный цвет перекрывает остальную краску, расплывающуюся за границы резерва, н делает рисунок аппликативио четким.

Затем ткань снимается с рамы, мнется и сильно встряхивается, чтобы убрать лишний парафин и для более быстрого удаления резерва с ткани. При необходимости запаривается.

Упражнения по росписи ткани горячим батиком способом «Кракле» (рис. 74)

Способ «кракле» заключается в том, что нанесенный на светлые тона краски слой резерва слегка мнется для того, чтобы в слое парафина появились трещинки. Эти трещинки заполняются


краской, и после снятия резерва на ткани получается темная сетка (кракелюры), сквозь которую просвечивается нанесенный более светлой краской узор. «Кракле» очень эффективный прием завершения и отделки рисунка, является характерным признаком классического горячего батика.

Упражнение 1 На ткань, натянутую на пяльцы, нанесите тампоном два цвета краски, высушите. Затем всю плоскость перекройте резервом, закрепите его и снимите ткань. Сомните в комочек снятую окрашенную ткань, встряхните и снова натяните на пяльцы. Затем возьмите тампон с очень темной краской и, промакивая, перекройте всю ткань темным красителем. Высушите и проутюжьте через газеты, снимая резерв. Вы получите темную сетку очень интересного начертания, через которую будут просвечивать два первоначальных цвета.

Упражнение 2

Выполните сложный батик в три перекрытия. Затем весь рисунок плотно перекройте резервом н завершите работу «эффектом кракле». Выбор композиции, цветового колорита, размера и ткани — но желанию ангора (см цн вкл., с. 31).

Краски на тканях, расписанных способом горячего батика, можно закреплять химическим способом Вот несколько известных рецептов.

Рецепт 1

(для прямых красителей, ткань х/б) Расписанную н просушенную ткань погружают и раствор закрепителя ДУ. ДЦМ или У2, который готовится из расчета 520 г на 1 л воды. В раствор добавляют 60% уксусной кислоты (1 5 г на 1 л волы). Водный р;нтвор закрепителя должен имеп. температуру liO70° С. Время закрепления 1520 мин, после чего изделие прополаскивают в холодной воде и сушат.

Рецепт 2 (для основных красителей, ткань — шелк)

Фенол кристаллический — 420 г

Формалин 3770% — 30 мг

Бисульфат натрия — 30 г

Едкий натрий — 165 мг

Вода — 150 мг

Фенол растворяют в формалине, перемешивают и добавляют раствор едкого натрия. Раствор нагревают до кипения и на слабом огне держат в течение 40—50 мин. Закрепитель должен быть липким, краснокоричневого цвета, при растворении в воде должен давать прозрачный раствор без мути. Мутный раствор свидетельствует о недостаточности времени варки — в этом случае варку нужно продолжить. Закрепитель варят в эмалированной посуде под тягой. Готовые изделия погружают на 78 мин в 10 раствор при температуре 18—22°.

Вопросы для повторения к главе VI

Как штовится горячий резерв?

Как снимается горячий резерв?

Что из себя представляет простой батик?

Как строится порядок работы с окрашиванием и резервированием цветовых пятен при сложном батике?

Что из себя представляет способ росписи «от пятна»?

Что такое «эффект кракле»?

Как работать рейсфедером?

Как работать леечкой?

9. Как работать горячими штампиками?
10. Чем убираются остатки резерва с ткани?

Пример выполнения дипломной работы с использованием техники горячего батика для раскрытия художественного образа природы (Ю.И. Губа. «Пушкинская осень». 1999 г.)

Ю.И. Губа удачно раскрывает тему с позиции основных проблем художественного творчества и применения его в методической работе с учащимися, а также использования основных компонентов теории художественного творчества в композиционной части дипломной работы — декоративном панно «Пушкинская осень» (Триптих. 60x60, роспись горячим резервом по шелку) (см. цв. вкл., с. 12).

Для более ясного представления раскрываемой темы мы предлагаем рассмотреть фрагменты изложения теоретического материала, методику проведении уроков, эскизы п фрагменты творческой работы.

История искусства