Темы для рефератов по «Основам декоративной композиции»

ТОЭ Компьютерный монтаж Основы Flash Corel DRAW Учебник по схемотехнике Законы Кирхгофа P-CAD Autodesk Mechanical Desktop Электротехника Атомная физика Графический пакет OrCAD Теория множеств Оптическая физика Дифференциалы Интегралы Магнитные свойства Зонная теория Квантовая статистика Квантовая физика Магнитное поле Электростатика Геометрическая оптика Основы теории относительности Волновая функция Главную ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА КЛАССИЦИЗМА Художественная роспись тканей
История искусства
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
Средневековые замки западной Европы
Французский стиль в русской архитектуре
Ранний период архитектуры
барокко во Франции
КЛАССИЦИЗМ
География построек псевдоготического
стиля на территории России
Сен Сернен В Тулузе
Романика в Португалии
Романика в Германии
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА
ИСКУССТВО БАРОККО
Фламандское барокко
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
КЛАССИЦИЗМА
Классицизм и барокко
АНТИЧНОСТЬ И ВАРВАРСТВО
КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Древняя Греция
Эпоха Возрождения
Искусство Византии
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОТИКИ
Города и замки Германии
Нюрнберг
Берхтесгаден
Готика Франции
 Готика Англии
Монастырь и собор Мон Сен Мишель
Реймсский собор
Готический стиль в Германии
Клаус Слютер
АРХИТЕКТУРА РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА
ПЕТЕРБУРГ В СЕРЕДИНЕ XVIII СТОЛЕТИЯ
КЛАССИЦИЗМ В МОСКВЕ
Художественная роспись тканей
Ручная роспись тканей
роспись тканей в Японии
Особенности композиции в декоративном искусстве Японии
Японские мотивы в тканях модерна
Рецепт приготовления краски
Краски и красители
Перевод рисунка на ткань
Узелковая окраска тканей
Холодный батик
Законы и правила композиции в декоративно-прикладном искусстве
При росписи текстиля способом «горячий батик»
Компоненты художественного творчества
Свободная роспись с применением масляных красок

Законы и правила композиции в декоративно-прикладном искусстве.

Построение раппортных композиций.

Гармоническое сочетание цветов в декоративной композиции.

Пример изложения теории композиции в дипломной работе H.A. Балашовой по теме ((Цветущая ветка дерева» (Шелк, горячий батик, 70x140 (триптих), 2000 г.)

Композиция в декоративиоприкладиом искусстве

Общие композиционные законы изобразительного искусства действуют и в декоративноприкладном искусстве (ДПИ), которое, разумеется, имеет свою специфику и цытекающпе и.! пес особенности композиции.

«Первая и главная особенность ДПИ содержится в самом названии — это искусство носит прикладной характер. В отличие от станковых произведений, произведения ДПИ, как правило, не утрачивают связи с утилитарной функцией и полностью выявляют свое художественнообразное содержание лишь во взаимодействии с окружающей обстановкой»

Материальная основа ДНИ (ткань, металл, дерево) накладывает отпечаток и на композицию. В нее часто включается орнамент, различного рода узоры на тканях, в кружевах, на подносах, ложках, игрушках. В орнаментике может быть использован любой предмет в упрошенном, нередко плоскостном виде. Условность проявляется и в трактовке цвета. Допускается покрытие цветом без светотени, бликов, рефлексов. Многие произведения прикладного искусства характеризуются сочетанием насыщенных цветов.

«Естественно, упрощенность рисунка и декоративность цвета влияют на характер композиции. Как это проявляется, конкретно показывают произведения ДПИ, выполненные в различных материалах. Прежде всего следует сказать о разделении предметов декоративноприкладного искусства на две относительно самостоятельные группы без строго очерченных границ между ними.

К первой группе относятся такие предметы обихода, как мебель, утварь, одежда. Художественное начало здесь прямо связано с целесообразностью и выразительностью формы предмета.

Предметы преимущественно декоративного назначения, относящиеся ко второй группе, допускают гораздо более широкое и свободное использование композиционных средств»

К промежуточным между декоративноприкладной и станковой формам относятся мозаика, панно, гобелен, плафон, декоративные статуи, которые тесно связаны с архитектурной средой, но могут рассматриваться и как самостоятельное художественное произведение.

Анализируя особенности композиции в ДПИ, мы постоянно сталкиваемся с действием композиционных законов целостности, контрастов форм и цветовых отношений, движения как фактора выразительности линий и объемов, новизны мотивов. Настоящее произведение декоративного искусства создается присущими этому искусстве средствами, включая и средства композиции.

Законы и категории композиции

Закон целостности

Благодаря соблюдению этою закона произведения воспринимаются как единое н неделимое целое.

«Главная черта закона целостности неделимость композиции — означает невозможность воспринимать ее как сумму нескольких, хотя бы в малой степени самостоятельных, частей. Неделимость закладывается в композит 111 через нахождение художником так называемой конструктивной идеи, которая способна объединить в одно целое все компоненты будущего произведения. В моей работе конструктивная идея может быть представлена схемой, приведенной иа рисунке 67.

Другой чертой закона целостности является необходимость связи и взаимной согласованности всех элементов композиции. Исходя из конструктивной идеи, выделяется центр внимания (рис. 68), подчиняющий второстепенные детали»1.

В совершенной композиции все настолько уместно, что нельзя убрать ни


одну деталь без ущерба для целого. Все детали находятся во взаимной связи и соподчинении. Как нельзя более успешно демонстрируют это безупречные композиции Японии.

Закон контрастов

Этот закон — один из основных. Термин контраст обозначает резкую границу, противоположность сторон.

Если не будет противоположностей и контрастов, то ие будет их борьбы и единства. Таким образом, без контрастом в природе и обществе не может быть борьбы, а значит, и движения, изменения, развития.

«Основными контрастами в изобразительном искусстве являются: тоновой (светлотный) и цветовой (природный).

На их основе возникают и действуют другие виды контрастов — контрасты линий, форм, размеров, характеров, состояний, а также контрасты в построении сюжета (контрасты нахождения конструктивной идеи).

Контрасты создают выразительность произведения искусства и поэтому выступают воздействующей силой композиции. В композиции контрасты выступают также с точки зрения творческого процесса в создании художественных образов: большая часть творческого процесса создания художником произведения — от появления замысла и первых черновых эскизов композиции до завершения — это все композиционная работа, которая пронизана мыслью об основной идее, об основных образах и облике произведения. А это всегда, даже в первоначальном замысле, когда образ произведения находится в зрительной памяти художника, предполагает наличие тех или иных контрастов. Поэтому основная работа над произведением связана с проблемой определения характера контрастов в связи с созданием художественного образа»

Закон новизны

Новизна выступает как всеобщий закон искусства, проявляющий свое действие в том, что «художественный образ — это всегда новое в искусстве и по форме, и по содержанию.

Новизна в искусстве, поскольку искусство является формой эстетического познания мира, проявляется прежде всего в эстетическом «открытии мира»

Предметы и явления действительности, которые обычный человек воспринимает примелькавшимися, неинтересными, художник видит необыкновенными, красивыми по форме, цвету, он стремится проникнуть в их состояние, настроение и передать в образах искусства.

«Новизна имеет отношение и к темам, и к художественным средствам, и к композиционным решениям»1. И действительно, выдающееся в искусстве отличается неожиданностью решения, ощущением впервые созданного и увиденного, сильным эстетическим зарядом.

«Новизна является драгоценнейшим качеством композиции. Но она не может быть самоцелью. Это приводит к лженоваторству, к формотворчеству, к опустошению содержания творчества.

Новизна в композиции всегда должна исходить из эстетического восприятия и ощущения художником реальности, должна быть связана с идейным замыслом художника, с его мировоззрением»

Закол подчиненности всех средств композиции идейному замыслу.

Этот закон обязывает художника создавать цельное по восприятию, выразительное идейносодержательное и высокохудожественное произведение, требует, чтобы организация произведе

ния во всех деталях и частях подчинялась не мертвым формалистическим схемам построения композиции, а идейному содержанию.

13 работе над произведением художник через композицию выражает то. что его заинтересовало, увлекло, показывая свое отношение к изображаемому н его понимание, т. е. дает нравственную и эстетическую оценку.

Таким образом, «все, что изображает художник, в особенности по воображению, становится художественным явлением, когда оно одухотворено идейным замыслом, реализованным через композицию. В противном случае это будет ремесленное, фотографическое копирование объектов реальной действительности.

Закон подчиненности идейному замыслу требуетучета соотношения объемов, цвета, света, тона и формы, а также передачи ритма и пластики, днпжепня или состояния относительного покоя и т. д.»1. Все эти вопросы должны решаться художником в соответствии с идейным замыслом.

История искусства