Художественная роспись ткани

ТОЭ Компьютерный монтаж Основы Flash Corel DRAW Учебник по схемотехнике Законы Кирхгофа P-CAD Autodesk Mechanical Desktop Электротехника Атомная физика Графический пакет OrCAD Теория множеств Оптическая физика Дифференциалы Интегралы Магнитные свойства Зонная теория Квантовая статистика Квантовая физика Магнитное поле Электростатика Геометрическая оптика Основы теории относительности Волновая функция Главную ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА КЛАССИЦИЗМА Художественная роспись тканей
История искусства
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
Средневековые замки западной Европы
Французский стиль в русской архитектуре
Ранний период архитектуры
барокко во Франции
КЛАССИЦИЗМ
География построек псевдоготического
стиля на территории России
Сен Сернен В Тулузе
Романика в Португалии
Романика в Германии
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА
ИСКУССТВО БАРОККО
Фламандское барокко
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
КЛАССИЦИЗМА
Классицизм и барокко
АНТИЧНОСТЬ И ВАРВАРСТВО
КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Древняя Греция
Эпоха Возрождения
Искусство Византии
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОТИКИ
Города и замки Германии
Нюрнберг
Берхтесгаден
Готика Франции
 Готика Англии
Монастырь и собор Мон Сен Мишель
Реймсский собор
Готический стиль в Германии
Клаус Слютер
АРХИТЕКТУРА РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА
ПЕТЕРБУРГ В СЕРЕДИНЕ XVIII СТОЛЕТИЯ
КЛАССИЦИЗМ В МОСКВЕ
Художественная роспись тканей
Ручная роспись тканей
роспись тканей в Японии
Особенности композиции в декоративном искусстве Японии
Японские мотивы в тканях модерна
Рецепт приготовления краски
Краски и красители
Перевод рисунка на ткань
Узелковая окраска тканей
Холодный батик
Законы и правила композиции в декоративно-прикладном искусстве
При росписи текстиля способом «горячий батик»
Компоненты художественного творчества
Свободная роспись с применением масляных красок

Холодный батик


Холодный батик основан на применении резервирующего состава, в основе которого находится резиновый клей При росписи ткани способом «холодный батик» этим составом покрываются (резервируются от проникновения краски на ткань) очертания рисунка, которые обязательно должны иметь замкнутый контур (см. цв. вкл., с. 16). Роспись выполняется специальными стеклянными трубочками, о которых говорилось в третьей главе. В пределах контура ткань покрывается краской, которая за его границы не проходит. При этом количество цветов, применяемых для росписи, практически не ограничено. После резервирования контуров рисунка на ткани н расцвечивания раствором красителей получают цветные узоры с белыми обводками. Для того чтобы обводки не разрушали рисунок и его композиционный строй, задуманный художником, пользуются резиновыми резервами, предварительно подцвеченными масляными красками. Художественные особенности этого способа росписи определяются тем, что наличие обязательного цветного контура и использование его для разнообразных орнаментов придают рисунку графически четкий характер (рис. 61 и цв. вкл., с. 32).

Приготовление резервирующего состава для холодного батика (в граммах)

Рецепт 1

Резиновый клей — 40

Бензин — 450

Воск натуральный — 10

Подпись:

Рецепт 2

Резиновый клей

Бензин

Парафин

Рецепт 3

Резиновый клей Бензин

Вазелин технический

100

4

400500

500400 1000

Резиновый клей растворяют в бензине, затем добавляют остальные составные части и, помешивая, греют в кипятке до получения однородной массы. Бензин и резиновый клей огнеопасны, поэтому нагревание указанного состава на нагревательных приборах и тем более на открытом огне ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

Рецепт 4

Парафин Канифоль Резиновый клей Бензин

Измельченный парафин заливают резиновым клеем, затем добавляют бензин и хорошо перемешивают. Приготовленную смесь расплавляют на водяной бане при температуре 95—97°С до пилучения однородной массы.

Подцветку резервирующего состава делают масляной краской, предварительно обезжиренной на пористой бумаге. Резервирующий состав необход 1« мо хранить в плотно закрывающее и я стеклянной или фарфоровой посуле. Для получения жидкой консистенции резервирующий состав следует разводить бензином за 18—20 часов до нача ла работы. Его лучше всего готовить » лабораторных условиях.

Как уже упоминалось выше, холодный батик пишется стеклянными трубочками. Поговорим и них более подробно.

Самые простые трубочки — чертежные, но у них есть недостаток — они прямые. Перед началом работы носик трубочки можно загнуть под любым углом, нагревая его свечкой (рис. 62) Кончик трубочки должен быть загну) под углом 135°. Если он загаут под более тупым углом, то при работе трубочку приходится держать почти перпендикулярно к плоскости ткани. При этом напор резервпруюшего состава усидивается, что может привести к непредвиденному растеканию резервирующего состава на ткани.

Подпись:

Наиболее надежна и удобна в работе трубочка с загнутым концом и резервуаром, расположенным ближе к ее рабочей части. Резервуар представляет собой шаровидное утолщение и служит для запаса резервирующего состава (рис. 63).

В продаже бывают специальные эластичные пластиковые баллончики (рис. 64). К ним прикручивается специальный колпачоккрышка, внутрь которой вставляется сужающаяся к концу пластмассовая трубочка с отверстием 1—2 мм, в нерабочем состоянии закрытым колпачком. Крышка отвинчивается, заливается резерв, затем крышка плотно закрывается. Легкое нажатие на баллончик позволяет резерву пыхе 1ДИТ1. по трубочке. л)то более, гигиеничный способ набирания резерва. Однако работать с таким баллончиком нужно осторожно, так как его конец не имеет угла.

Для проведения широких и быстрых линий можно использовать и медицинскую пинетку (рис. 65).

Техника безопасности

Роспись выполнять в резиновых перчатках. После работы в перчатки всыпать тальк или мел»

Красители хранить в закрытой стеклянной емкости в темном месте.

При работе с горячим воском желательно надевать марлевую повязку изза вредных испарений.

Нельзя готовить резерв на открытом огне. Необходимо помнить, что бензин огнеопасен!

Соблюдать осторожность при работе с химикатами, содержащимися в красителях.

Уметь пользоваться огнетушителем.

Правила работы со стеклянной трубочкой

После набора резерна в трубочку се нужно обтереть сухой тряпкой, которую необходимо иметь при себе.

В начале линии может образоваться капля. Чтобы избежать этого, можно перед начальной точкой или в начале проводимой линии подставить кусочек тряпочки или бумаги или быстро опустить трубочку на ткань и тут же проводить линию, не дожидаясь, когда появится капля.

Линию нужно вести быстро и уверенно, иначе в местах более замедленного движения может образоваться капля.

Чтобы линия на ткани велась равномерно и гладко, необходимо следить. за кончиком трубочки (особенно чертежной) и стараться не обломить ее край. Если такой излом появил , ся, надо легко обточить край на наждачной бумаге.

Отнимая трубочку от ткани, ее переворачивают носиком вверх.

Противоположный конец трубочки нужно слегка приподнять, чтобы резервирующий состав не пролился на ткань или руки.

Следить, чтобы руки были чистыми от состава, иначе его можно занести на рисунок.

Хранить трубочку надо отдельно от других инструментов на специальной деревянной подставке с продольными делениями, один конец которой слегка приподнят (на 1,5— 2 см). В перерывах между работой трубочку укладывают нерабочим концом в сторону приподнятой части подставки, чтобы резервирующий состав не выливался.

По окончании работы трубочку необходимо промыть в бензине, прочистить ватным тампоном, накрученным пауякую шикую проволоку или отрезок стальной струны.

После работы в трубочки можно вставить швейные иглы соответствующего диаметра, обязательно с концом крепкой нити, или мягкую тонкую проволоку — для того, чтобы отверстие было чистым и не закупорилось оставшейся каплей резерва.

Выбор трубочки. Для шелковых, капроновых тканей следует использовать трубочку с гонкими стенками и самым маленьким отверстием. Для тонких хлопчатобумажных тканей нужна трубочка большего диаметра, с более толстыми стенками, так как усилие при нажиме на ткань в этом случае больше. Для толстых тканей тина </тикр необходима трубочка номассивней, и обводку проводить нужно с лицевой и изнаночной стороны для более прочного резервирования грубой ткани.

Ткань для холодного батика готовится нообщпм правилам. Необходимо дать подсохнуть ткани с наведенным на рисунок резервом, но не более 2А часов, таккак в этом случае резервирующий1 сое гаи дает ореол вследствие выделяющеюся жира и краска при заливке не подход!И" вплотную к контурной обводке.

Если работа идет на белой ткани бесцветным резервом, то при высыхании он становится незаметным. Чтобы выявить контур резерва, можно ткань намочить или покрыть самой светлой краской в предполагаемой гамме.

Рисунок переводится па ткань любым способом, хотя лучше всего работать на просвет (рисунок, густо обведенный черным фломастером, подкладывлЛч;я под iкаш,, .1,1 км п|)(к ut'Miiii.u"it я лампой или через оконное стекло). Линии, густо нанесенные прямо на ткани, часто мешают ц иногда не перекрываются красителем. Все это нарушает художественную ценность работы.

История искусства