Краски и красители

ТОЭ Компьютерный монтаж Основы Flash Corel DRAW Учебник по схемотехнике Законы Кирхгофа P-CAD Autodesk Mechanical Desktop Электротехника Атомная физика Графический пакет OrCAD Теория множеств Оптическая физика Дифференциалы Интегралы Магнитные свойства Зонная теория Квантовая статистика Квантовая физика Магнитное поле Электростатика Геометрическая оптика Основы теории относительности Волновая функция Главную ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА КЛАССИЦИЗМА Художественная роспись тканей
История искусства
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
Средневековые замки западной Европы
Французский стиль в русской архитектуре
Ранний период архитектуры
барокко во Франции
КЛАССИЦИЗМ
География построек псевдоготического
стиля на территории России
Сен Сернен В Тулузе
Романика в Португалии
Романика в Германии
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА
ИСКУССТВО БАРОККО
Фламандское барокко
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
КЛАССИЦИЗМА
Классицизм и барокко
АНТИЧНОСТЬ И ВАРВАРСТВО
КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Древняя Греция
Эпоха Возрождения
Искусство Византии
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОТИКИ
Города и замки Германии
Нюрнберг
Берхтесгаден
Готика Франции
 Готика Англии
Монастырь и собор Мон Сен Мишель
Реймсский собор
Готический стиль в Германии
Клаус Слютер
АРХИТЕКТУРА РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА
ПЕТЕРБУРГ В СЕРЕДИНЕ XVIII СТОЛЕТИЯ
КЛАССИЦИЗМ В МОСКВЕ
Художественная роспись тканей
Ручная роспись тканей
роспись тканей в Японии
Особенности композиции в декоративном искусстве Японии
Японские мотивы в тканях модерна
Рецепт приготовления краски
Краски и красители
Перевод рисунка на ткань
Узелковая окраска тканей
Холодный батик
Законы и правила композиции в декоративно-прикладном искусстве
При росписи текстиля способом «горячий батик»
Компоненты художественного творчества
Свободная роспись с применением масляных красок

Узелковая окраска тканей

Этот вид художественной росписи заключается в том, что участок ткани, который должен оставаться неокрашенным, завязывают так, чтобы красильный раствор не мог достичь н окрасить его. Ограничить доступ краски к нему можно с помощью узлов, прищепок, зажимов... Одним словом — это механическое резервирование тканей В различных странах наименование такой краски разное: в Милане ее называют «планги», в Индии — «бандана», в Японии — «тибари»...

Обучение батику логично начинать именно с этой техники: происходит знакомство с тканью, красителями, приго'1 силен нем краски, запаркой изделия... А главное, узелковая техника доступна любой возрастной группе; учащиеся могут вообще не иметь художественных навыков. Особенно хороша эта техника для различной кружковой работы: приготовления театрального реквизита — занавесок, костюмов; моделирования одежды, выполнения тканей для интерьера.

Главный секрет узелкового батика — это завязанный узел. Кусок ткани необходимых размеров и формы следует сложить различными способами: веером, гармошкой, произвольными загибами, а затем крепко завязать одним или несколькими узлами. Узел завязывается (если позволяет размер) из самой ткани или с помощью крепких ниток или шнура. Красота и своеобразие узора зависят от толщины, структуры, упругости перевязочного материала, а также от числа, размера и формы завязанных узлов. Для получения симметричных узоров ткань складывается в два раза, и только потом на ней завязываются узлы.

В тех местах, где ткань перевязана, она не окрашивается совсем или остается более светлой. Постепенные переходы от белого к светлому и затем к интенсивно окрашенному фону создают живописность и затейливость полученного рисунка.

Посуда для крашения должна быть нержавеющей и вместительной. Содержимое пакета с красителями, предназначенными для крашения хлопчатобумажных тканей, растворите в 0,5—1 л теплой воды, раствор процедите в посуду для крашения и долейте теплой воды, объем красильного раствора должен быть таким, чтобы изделие было полностью погружено в него.

В раствор добавьте 1—2 ложки соли, все перемешайте и доведите до кипения. Затем быстро погрузите в раствор подготовленный материал, кипятите

5—7 мин. Потом перенесите изделие в посуду с холодной водой и промойте, не развязывая узлов. После этого развяжите узлы, расправьте ткань и промойте сначала теплой водой, потом горячей с моющими средствами и окончательно сполосните в теплой воде. Изделие слегка подсушите и прогладьте.

Ткани лучше всего использовать хлопчатобумажные: бязь, ситец, сатин, тонкое простынное полотно. Они должны быть белые или светлых тонов, лучше однотонные или с редким набивным рисунком (горошек, полоска). Вполне пригодны и ткани, бывшие в употреблении, выгоревшие или потерявшие яркость. По мере усвоения сложной узелковой окраски можно использовать и более дорогие ткани — натуральный шелк, чистую шерсть или вискозную ткань. Только имейте в виду, что все эти ткани не должны иметь примесей синтетических волокон, для которых необходимы более сложные красители.

Подготовка рабочего места

К подготовке рабочего места для узелковой окраски ткани необходимо отнестись очень ответственно, от этого зависит результат работы. В комнате, где вы работаете, должны быть рядом стол, газовая плита, водопроводный кран и гладильная доска с утюгом. Стол необходимо покрыть клеенкой. Работать лучше всего в резиновых перчатках, чтобы уберечь руки он окрашивания. Кроме этого, вам еще понадобится несколько цветов красителя, соответствующего выбранной ткаии; окрашиваемый материал, предварительно подготовленный по вышеописанным рецептам; тонкий шнур, крепкая нить, свеча, пластмассовые прищепки для белья, лоскут старой ткани или гигроскопической бумаги, старые газеты, щетинные кисти и поролоновые губки.

Есть несколько способов механического резервирования тканей, с помощью которых можно получить самые разнообразные узоры на ткани. К ним относятся завязывание, зашивание, скручивание, подгибание материала и др.

Практические упражнения по окраске ткани способом «завязывание»

Упражнение 1. Получение солнечного узора в два цвета. (Для салфеток)

Приготовьте краски двух цветов; желтую и красную. Разведите их в поллитровых банках но всем правилам подготовки красок, как было описано выше. Затем возьмите ткань размером 30x30 см, найдите центр, собирая ткань на карандаш, и завяжите 4 см — головку центра — крепкой ниткой, предварительно провощенной. Вощение нитки выполните так: сильным и быстрым движением проведите натянутой ннтыо вокруг свечки. Вощение нити делается для того, чтобы краска не прошла через нить. Затем отступите от завязанного центра 4—5 см и снова крепко завяжите. Вы получили так называемую «куколку» (рис. 52).

Красители залейте в эмалированные кастрюли (лучше всего ковшики) и нагрейте до 40—60°С. Возьмитесь за конец «куколки» и обмакните центр в желтую краску (можно подержать минут 8—10). Выньте из красителя, подержите под холодной водой из крана

Подпись:

I)

Рис.52

и промокните сухой тканью или гигроскопической бумагой. Затем возьмите в руку центр и обмакните края в красный цвет и — снова под кран с водой с последующим легким обсушиванием сухой тканью. Затем с помощью ножниц уберите нитки. распрям 1 пе салфетку, разложите на 2—3 слоя газет и через одну газету проутюжьте горячим утюгом до полного высыхания. Учтите, что яркие цвета краски на сухой ткани в два раза бледнее, нежели на сырой. У вас, если вы все правильно сделали, получится узор «солнышко» с желтым центром, белыми н оранжевыми окружностями (красный и желтый при смешивании дают оранжевую полоску) и с яркокрасным краем. Затем салфетки запариваются и срезы обрабатываются оверлогом. (См. запаривание ткани в конце раздела.)

Упражнение 2. Получение узора «солнышко» с заутюженными диагоналями (см. цв. вкл., с. 25). Это упражнение строится па основе предыдущего, но, в отличне 01 свободной сборки центра салфетки, здесь мы выполняем ляутюжку. Дли .мшо салфетку складываем по диагонали и заутюживаем сгиб. Затем еще и еще сгибаем по диагонали (сколько получится) и горячим утюгом заутюживаем сгибы. «Куколку» готовим, как и в упражнении 1. Добавьте еще зеленую краску. Окуните всю куколку в желтый цист. Промойте и промокните в ткань. Затем центр будущей салфетки окуните в красный. Снова промойте и промокните. После этого возьмите за центр и окуните в красный, промокните, а самый копен — в зеленый цвет. У вас должен получиться узор, напоминающий яркий оранжевый солнечный диск с белыми окружностями на оранжевой и коричневой полосе (она получится при смешивании красного н зеленою) н яркими зелеными краями. Если в первом упражнении узор был более мягким, расняывчашм.то в зтом случае Насчет горячен VIюжкп \'Зор получается более четким, графически прорисованным.

Упражнение 3. Выполнение большого узора «солнышко» Такой улор выполняете я ллн скатерти или юбкисолнца. Ткань лучше всего брать хлопчатобумажную, тонкую, типа .'батист» или «перкаль» Красители реактивные пли холодпокрасяшие. время крашения 8—10 мни. Ткань складывайте, как в упражнениях 1 и '1. Так как объем получаемой «куколки» гораздо больше, чем в прошлых упражнениях, то завязывание лучше производить тонким шнуром, тоже предварительно провощенным. Перетяжек на «куколке» можно сделать значительно больше — до 6—7. Узлы мижни завязать более сложные. В длинный шнур, завязать первый узел и сделать подкрутку «куколки» в правую сторону, а длинный конец шнура крепко обвить по спирали и завязать следующий узел. Выполните так все узлы, поочередно закручивая «куколку* то вправо, то влево, все время перетягивая закрутку свободным концом шнура. Закрутка «куколки» в разные стороны и перетягивание ее по всей длине шнуром даст дополнительные орнаментальные мотивы в узоре, так как ткань под шнуром оказывается зарезервированной.

Для этого упражнения потребуется более глубокая посуда, и объем красителя, естественно, увеличится. Однако можно использовать и дополнительную ручную окраску кистью или тампоном. Допустим, вы окунули «головки» в одну краску, а краевую часть — в другую, центральная часть оказалась недосягаемой для окраски. В этом случае берите щетинную кисть или тампон из поролона и хорошо промакивайте ткань нужной краской, следите за тем, чтобы она хорошо входила в закрученную ткань. Таким образом можно получить очень интересные цветовые эффекты — контрастные с белыми (незакрашенными) радиальными разводами, объединяющими общую цветовую гамму.

Упражнение А. Завязывание нескольких узоров «солньпико»Эту работу можно провести также на большом квадрате (платок). Возле середины квадратного куска материала (рис. 53) определите 3 или 5 мест и завяжите их в узлы прочной ниткой. Четыре угла квадрата сложите вместе и тоже свяжите, в результате получится четыре или шесть узлов. Все узлы окрасьте сначала в светлокрасном (или желтом) растворе (продолжительность крашения — 30 мин) и прополощите в прохладной воде. Слегка отожмите сухой тряпкой. Развяжите узлы и завяжите их с другой стороны материала, после чего окрасьте их в фиолетовом (или оранжевом) растворе в течение 15—17 мин. Окрашенные места прополощите снова. Затем материал целиком опустите в третий, светлосиний (или красный) красильный раствор, в котором выдержите 10— 12 мин при легком помешивании. Затем материал тщательно прополощите, слегка просушите и отутюжьте горячим утюгом. Набор цветовой гаммы для данного упражнения может быть любой, все зависит от цели работы, фантазии и вкуса работающего.

История искусства