Краски и красители

ТОЭ Компьютерный монтаж Основы Flash Corel DRAW Учебник по схемотехнике Законы Кирхгофа P-CAD Autodesk Mechanical Desktop Электротехника Атомная физика Графический пакет OrCAD Теория множеств Оптическая физика Дифференциалы Интегралы Магнитные свойства Зонная теория Квантовая статистика Квантовая физика Магнитное поле Электростатика Геометрическая оптика Основы теории относительности Волновая функция Главную ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА КЛАССИЦИЗМА Художественная роспись тканей
История искусства
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
Средневековые замки западной Европы
Французский стиль в русской архитектуре
Ранний период архитектуры
барокко во Франции
КЛАССИЦИЗМ
География построек псевдоготического
стиля на территории России
Сен Сернен В Тулузе
Романика в Португалии
Романика в Германии
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА
ИСКУССТВО БАРОККО
Фламандское барокко
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
КЛАССИЦИЗМА
Классицизм и барокко
АНТИЧНОСТЬ И ВАРВАРСТВО
КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Древняя Греция
Эпоха Возрождения
Искусство Византии
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОТИКИ
Города и замки Германии
Нюрнберг
Берхтесгаден
Готика Франции
 Готика Англии
Монастырь и собор Мон Сен Мишель
Реймсский собор
Готический стиль в Германии
Клаус Слютер
АРХИТЕКТУРА РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА
ПЕТЕРБУРГ В СЕРЕДИНЕ XVIII СТОЛЕТИЯ
КЛАССИЦИЗМ В МОСКВЕ
Художественная роспись тканей
Ручная роспись тканей
роспись тканей в Японии
Особенности композиции в декоративном искусстве Японии
Японские мотивы в тканях модерна
Рецепт приготовления краски
Краски и красители
Перевод рисунка на ткань
Узелковая окраска тканей
Холодный батик
Законы и правила композиции в декоративно-прикладном искусстве
При росписи текстиля способом «горячий батик»
Компоненты художественного творчества
Свободная роспись с применением масляных красок

Вариант научно-исследовательской студенческой работы по теме Краски и красители

Как пример экспериментальной работы с получением краски для шелка из естественных красителей мы предлагаем работу студентки пятого курса художественнографического факультета Магнитогорского Государственного университета H.H. Гасниковой. Эта работа проводилась с целью получения оригинального колорита цветовой палитры для художественного воплощения композиции «Мотыльки» на шелковом палантине в дипломной работе.

Использование новых возможностей получения естественны

красителей для тканей (Экспериментальная работа)

Проблема получения естественных красителей для художественной росписи шелка особенно актуальна для современной, дорожающей с каждым днем, жизни; для работы в школе, кружке, когда учителю часто приходится самому искать средства и материалы. Одним из выходов в такой ситуации может быть использование природных красителей. Богатые оттенки, глубокие, мягкие тона, которые даже прн большой интенсивности не смотрятся кричащими, ~ все эти качества определяют достоинства естественных красителей. Окрашивание пряжи или ткани естественными органическими красителями, которые содержатся к растениях пли п некоторых видах насекомых и морских животных, уходит своими истоками ц глубокую древность. Из веет разнообразия растительного мира практикой крашения с течением веков были отобраны те растения, которые обеспечивали наиболее высокое качество, долговечность и красоту окраски.

Круг природных красителей, дающих прочную красную и синюю окраску — цвета, считающиеся во все времена драгоценными, — невелик. Лучшими по красоте и долговечности были два красных красителя животного происхождения: пурпур, добывавшийся из средиземноморских моллюсков до XIX в., и кармин, который екстрагирован из насекомых двух разных видов — червеца на территории Европы и Азии и кошенили в Южной Америке.

Наиболее популярным растительным красителем красного цвета, не уступавшим по прочности кармину, был крапп, который извлекали из корней марены красильной.

Самым распространенным красителем синего цвета — индиго, так же отличающимся особой стойкостью окраски, был единственный в своем роде. Индиго получали из растения, произрастающего в странах с теплым климатом — Индии, странах ЮгоВосточной Азии н др. Другие индигоносные растения из более северных широт не давали столь интенсивной окраски, поэтому конкурировать с индиго не могли. До конца XIX в. индиго был единственным надежным синнм красителем для текстильных волокон.

Из красителей других цветов излюбленным были яркожелтые, которые извлекали из тропического растения куркумы и корней барбариса. Названные выше яркие и прочные красители использовались для изготовления драгоценных тканей, потребителями которых были только знатные лица.

Кроме того, существовало множество желтоватых и коричневатых красителей разных оттенков, которые получали в каждой стране из местного сырья и коры растений самых разнообразных видов. Этн красители были самыми доступными, и поэтому коричневые, бурые и неяркий желтый тона считались цветами бедноты.

Естественные природные красители использовались в промышленном масштабе вплоть до 60—70х гг. XIX в. Только изобретение анилиновых красителей окончательно вытеснило старые способы крашения. Интересно, что в это время и по всему Востоку распространяются искусственные красители. Против этого не помог и закон персидского правительства, запрещающий их ввоз, а также все распоряжения прекратить работу на тех фабриках, где они применялись. Жестокое наказание — отсекать правую руку каждому красильщику, кто в этом провинится, скоро было предано забвению, а после Первой мировой войны химические красители вошли уже в общее употребление. Однако древние методы сохраняются в настоящее время в ковроделии и при выработке других художественных изделий ручным способом.

Натуральные красители для текстильных волокон извлекаются из высушенного природного сырья: коры, корней, древесины, листьев, плодов, насекомых — путем вываривания их в воде. Исключение составляет только синий краситель, который в воде не растворяется.

При окраске свежими растениями получаются более яркие и интенсивные оттенки. Сушат растения в тени. Корни перед сушкой моют. Высушенные растения хранят в закрытой посуде в сухом месте. Листья, стебли, корни, цветы, плоды, шишки, кору, семена предварительно отмачивают в течение суток в мягкой воде, после чего растения кипятят в той же воде 15—20 мин. На 100 г растений необходимо 1—2 л воды.

Большинство красящих веществ, содержащихся в природном сырье, требует для прочного соединения с волокном обработки ткани или пряжи солями различных металлов, главным образом алюминия, меди, хрома, железа и олова. Соли этих металлов хорошо поглощаются текстильными материалами из водных растворов и при крашении, соединяясь с красителями, образуют на волокнах прочные цветные соединения разных оттенков, называемые лаками.

Крашение нерастворимым в воде индиго имеет особую техноло! ию и называется кубовым крашением.

Зеленые тона получали в древности окрашиванием ткани или пряжи индиго в голубые или синие цвета, а затем желтым красителем, экстрагированным из растений. Лиловые и фиолетовые тона получали, окрашивая синие ткани в красный цвет.

Основные условия н правила крашения

Крашение проводят в хорошо проветриваемом помещении.

Нельзя использовать для крашения посуду, в которой приготавливается пища. Медная, алюминиевая, железная посуда изменяет оттенок окрашиваемого растительными красителями волокна, поэтому протравливание и окрашивание необходимо проводить в эмалированной или стеклянной посуде. Емкость должна быть достаточно вместительной, чтобы раствор полностью покрывал пряжу. Далее мы неоднократно будем обращаться к понятию модуль ванны — М. Модулем ванны называется отношение объема красильного раствора к весу окрашиваемой ткани. Наиболее приемлемым при крашении является модуль, равный 30 или 40. Это значит, что при окрашивании или протравливании 100 г пряжн или ткани необходимо пршхгювить 3 или 4 л раствора. Посуда должна быть достаточно вместительной, чтобы раствор полностью покрывал свободно лежащую в ней пряжу.

Желательно брать дождевую или смягченную кальцинированной содой воду.

Применяемая для помешивания окрашиваемого материала деревянная (пластмассовая, стеклянная) палочка должна быть чистой, гладкой.

Ткань или пряжу перед крашением обязательно хорошо смачивают водой.

Подготовка текстильных материалов к крашению Материал, предназначенный для крашения, должен обладать хорошей смачиваемостью. Ткань, окрашенная без предварительной тщательной подготовки, дает «непрокрас».

Ткани из натурального шелкасырца Ткани из натурального шелкасырца перед крашением подвергаются получасовой отварке в растворе детского мыла с добавлением кальцинированной соды (N32003). На один литр воды — 3 г мыла, 0.25 г соды. Отваренный шелк твдач ельно промывают от отработанного мыла и шелкового клея в горячем (70°С) растворе следующего состава: 0,5 г кал гона (гексаметофосфата натрия), 0,5 мл нашатырного спирта (30%ного), 1 л воды. Затем шелк прополаскивают в теплой воде.

Хлопчатобумажные и льняные ткани

Хлопчатобумажные и льняные ткани также отваривают перед окрашиванием для улучшения смачиваемости. Для окраски в светлые тока суровые целлюлозные ткани отбеливают. Неотбеленный хлопчатобумажный и льняной материал перед крашением отваривают в течение 1 ч о таком растворе: на 1 л воды 2—3 г стиральной соды и несколько кусочков (5 г) хозяйственного мыла. При этом вода должна полностью покрывать ткань (на 100 г материала — 3 л воды). После стирки материал прополаскивают 2—3 раза в теплой воде до полного исчезновения мыла, которое мешает равномерной окраске.

Приготовление красильных отваров

Красители можно получать из веток, листьев, плодов, кожуры, коры, корней растения. Используют как свежие растения, так и высушенные. При окраске свежими растениями получают более яркие и интенсивные тона, но обычно менее светостойкие.

Химический состав растения и его частей во многом зависит от его возраста, роста, места произрастания, состава почвы и погодных условий в период вегетации. Оттенок красителя зависит также от времени сбора растений. Листья собирают перед Ивановым днем (только что распустившиеся листья дают более интенсивные оттенкн, чем листья зрелые), цветы — только что раскрывшиеся, кору — весной, когда она легко отделяется, корнн и коренья — или до цветения растения, или осенью.

Можно использовать готовые сухие травы и коренья, которые продаются в аптеках.

Листья, стебли, корни, цветы, плоды, шишки, кору предварительно отмачивают в мягкой холодной воде в течение 12 ч (например, с вечера до утра). На каждые 100 г травы бегут приблизительно 1 л воды. После этого растения в той же воде доводят до кипения и выдерживают на очень слабом огне, «томят», 30 мнн, кору, стебли, скорлупу, корни — 2—4 ч.

Дольше экстрагировать красители из растений не рекомендуется, так как цвет отвара становится бурее. После экстрагирования красителя отвар сливают в другую посуду, процеживая его, а растения снова заливают водой, чтобы получить второй отвар. «Томят» траву и кору около 30 мнн. Процеживают второй отвар в ту же посуду, что н первый.

Затем готовят так называемую красильную ванну, т. е. добавляют в полученный отвар необходимое количество умягченной воды из расчета: на 100 г ткани (пряжн) — около 4 л красильного раствора.

Приготовление растворов протрав

Нанесение солей металлов на текстильные волокна называется в технике крашения протравливанием, а соли металлов — протравами.

В качестве протрав используются традиционно применяемые в крашении соли металлов: алюминиевые квасцы, сернокислое железо (окисное и закисное), сернокислая медь, сернокислый цинк, хромокалиевые квасцы, хромпик (натриевый или калиевый), Двухлористое олово.

Раствор протравы делают из расчета Югна 1 л воды (1%ный). Солей железа всегда берут меньше — 1 г на литр.

Протравливание проводится так же, как и окрашивание при модуле М30. На 100 г ткани нужно 3 л раствора протравы. 30 г соли металла растворяют в небольшом количестве горячей воды (60*С), проиеживают, выливают в посуду для крашения и доводят объем раствора до трех литров.

Отжимать ткань во время протравки или после нее не рекомендуется, иначе окраска будет неровной.

Существуют и природные протравы — натуральная муравьиная кислота, рассол квашеной капусты и др.

При окраске растениями лучше, интенсивнее окрашиваются белковые волокна шелка и шерсти, слабее — хлопчатобумажные и льняные. Для окрашивания хлопка и льна в интенсивные цвета надо делать более концентрированные растворы красителя или повторять крашение несколько раз.

Желательно всю процедуру крашения проделать для небольшого образца ткани. Если полученный цвет не подойдет, надо изменить концентрацию отвара или протравы, взять другую протраву, или попробовать другой способ протравливания, или изменить температуру крашения. Экспериментируя с растворами разной насыщенности и разными протравами, можно получать самые разные оттенки цвета.

История искусства