ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РАННЕСРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЫ

ТОЭ Компьютерный монтаж Основы Flash Corel DRAW Учебник по схемотехнике Законы Кирхгофа P-CAD Autodesk Mechanical Desktop Электротехника Атомная физика Графический пакет OrCAD Теория множеств Оптическая физика Дифференциалы Интегралы Магнитные свойства Зонная теория Квантовая статистика Квантовая физика Магнитное поле Электростатика Геометрическая оптика Основы теории относительности Волновая функция Главную ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА КЛАССИЦИЗМА Художественная роспись тканей
История искусства
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
Средневековые замки западной Европы
Французский стиль в русской архитектуре
Ранний период архитектуры
барокко во Франции
КЛАССИЦИЗМ
География построек псевдоготического
стиля на территории России
Сен Сернен В Тулузе
Романика в Португалии
Романика в Германии
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА
ИСКУССТВО БАРОККО
Фламандское барокко
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
КЛАССИЦИЗМА
Классицизм и барокко
АНТИЧНОСТЬ И ВАРВАРСТВО
КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Древняя Греция
Эпоха Возрождения
Искусство Византии
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОТИКИ
Города и замки Германии
Нюрнберг
Берхтесгаден
Готика Франции
 Готика Англии
Монастырь и собор Мон Сен Мишель
Реймсский собор
Готический стиль в Германии
Клаус Слютер
АРХИТЕКТУРА РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА
ПЕТЕРБУРГ В СЕРЕДИНЕ XVIII СТОЛЕТИЯ
КЛАССИЦИЗМ В МОСКВЕ
Художественная роспись тканей
Ручная роспись тканей
роспись тканей в Японии
Особенности композиции в декоративном искусстве Японии
Японские мотивы в тканях модерна
Рецепт приготовления краски
Краски и красители
Перевод рисунка на ткань
Узелковая окраска тканей
Холодный батик
Законы и правила композиции в декоративно-прикладном искусстве
При росписи текстиля способом «горячий батик»
Компоненты художественного творчества
Свободная роспись с применением масляных красок

РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОТИКИ

Готика — следующая ступень в развитии средневекового искусства, второй общеевропейский стиль. Термин «готическое искусство» не менее условен, чем «романский стиль». Его ввели в употребление итальянские гуманисты для обозначения всего, не относящегося к классическим, античным образцам, т.е., по их мнению, уродливого, связанного со сплошным варварством (готы — «варварское» германское племя). На самом деле, готическое искусство к готам эпохи Великого переселения народов никакого отношения не имеет, а является красивейшим архитектурным стилем Европы.

Готический стиль, господствовавший в Западной Европе в XIII-XIV вв., стал высшим художественным синтезом средневековья, именно ему с наибольшей полнотой удалось выразить главные идеи и устремления той эпохи.

Ведущим видом искусства в готике оставалась архитектура, а наивысшим ее достижением было строительство городских кафедральных соборов, вызывающих ощущение легкости, особой воздушности и одухотворенности. В отличие от романского готический собор — городское сооружение; контрастируя с маленькими домами жителей, он, устремленный ввысь, господствовал над всей городской застройкой.

Тесная связь готики с городом обусловила то, что в типах готических построек главное место наряду с соборами заняли здания бирж, складов, судов, таможен, рынков, больниц и пр. В готическом стиле строились также здания, где помещались городские советы — органы местного самоуправления — ратуши, бывшие символом независимости города.

Первые готические соборы появились в Северной Франции, а затем быстро распространились по странам Западной, Центральной и Северной Европы; после крестовых походов готика проникла в Сирию, на острова Кипр и Родос.

Готические соборы отражали стройность божественного миропорядка. Они были художественной моделью мироздания, в которой существовало равновесие между божественным и человеческим. Готика как бы объединяла абстрактную ' идею и живой трепет жизни, космическую бесконечность мира и конкретность отдельных деталей.

Переход от романского стиля к готическому в западноевропейской архитектуре был отмечен целым рядом технологических новшеств и новых стилистических элементов. Считалось, что в основе перемен лежало введение стрельчатой арки, а появление последней связывалось с арабским влиянием.

В готической, как и в романской архитектуре, применялся базиликальный тип храма. Но в отличие от романского храма, в основе готического здания лежала новая конструкция свода с устойчивой каркасной системой. Эта система основана на крестовом нервюрном своде (нервюры — образующие свод арки, выступающие в виде ребер), внутренних устоях (колоннах, или столбах) и внешних опорах — контрфорсах (специальных подпорных столбах уступчатой формы). Центральный неф готического храма обычно был выше боковых, и часть нагрузки принимали на себя аркбутаны — специальные подпружные арки, соединявшие основание свода центрального нефа с контрфорсами бокового. Такая конструкция позволила значительно облегчить все сооружение (вся тяжесть здания концентрировалась теперь не на стене, а на контрфорсах и аркбутанах) и максимально расширить внутреннее пространство здания, почти убрав стены.

Характерной особенностью готического стиля было применение стрельчатой арки, которая своей формой подчеркивала устремленность всего здания ввысь.

Важная деталь готического собора — огромные окна, которые как бы заменили стены и заняли все промежутки между опорами. Окна украшались цветными витражами (живопись из кусков стекла разных цветов, оправленных в свинец). Все внутреннее пространство храма благодаря витражам, было насыщено светом, окрашенным в различные цвета. Из сохранившихся витражных ансамблей самый замечательный — капелла (часовня) Сен-Шапель в' Париже', в ней 146 окон с 1359 различными витражными картинами.

Снаружи у готического собора обычно две башни на фасаде, а между ними — круглое большое окно, так называемая «готическая роза».

В отличие от романского собора с его четким планом и обозримыми формами готический собор необозрим, часто асимметричен, каждый его портал строго индивидуален.

Грандиозная высота и обилие струящегося со всех сторон света преобразили интерьер собора. Своды, опоры, стены словно утратили тяжесть. Ощущение легкости подчеркивалось и декором. Гладкая поверхность стены исчезла, а своды перерезала сеть нервюр; везде, где возможно, стена вытеснилась окнами, расчленилась нишами или арочками. Изменился по сравнению с романской эпохой и наружный вид храма. Это уже не крепость, отгороженная от мира непробиваемыми стенами. Снаружи готический собор обильно украшен скульптурой. Объемные каменные фигуры украшали порталы (особенно западный), а также интерьер храма. В последнем логическим центром становится скульптурное распятие.

Франция

Родиной готической архитектуры была Франция, переживавшая в Х11-Х111 вв. блестящий расцвет. Первые шаги французская готика делала на землях Иль-де-Франс, в центральной части Франции, где еще в XII в. была построена церковь аббатства Сен-Дени. При ее строительстве были впервые применены каркасная конструкция и витражные окна.

Одним из шедевров французской готики является собор Парижской Богоматери (строился собор в XI-XIV вв.) — знаменитый Парижский Нотр-Дам. Из прочих готических соборов он выделяется строгим величием своего облика. Особой ясностью и размеренностью отличается его западный фасад, который вызывал восхищение у В. Гюго. Нотр-Дам — это грандиозная трехнефная базилика, одновременно вмещавшая около 9000 человек. Собор имеет могучие формы, которые еще не утратили былой романской тяжеловесности. Но его башни высоки и горделивы, а тонкий изящный шпиль стремительно возносится к небу. В центре фасада красуется огромная ажурная «готическая роза». Собор Парижской Богоматери значительно пострадал от времени. Исчезли многие его скульптуры и рельефы, статуи «галереи королей» на западном фасаде. Вместо исчезнувших скульптур в XIX в. были установлены копии. Великолепен также и собор в Шартре, более всех готических соборов насыщенный скульптурой — число его статуй достигает 2000.

Образцом «зрелой готики» и «академией искусств» стал знаменитый французский собор в Реймсе — месте традиционной коронации королей Франции. Замечательны статуи, украшающие западный фасад собора, особенно скульптурная композиция «Встреча Марии и Елизаветы». Скульптура Реймского собора считается непревзойденным шедевром готической пластики.

Самый знаменитый во Франции готический монастырь — Мон Сен-Ми-шель в Нормандии, который высится на скале. Его называли Ла Мервей, что значит «чудо» или «диво».

Почти одновременно с Реймским было начато строительство собора в Амьене (1220 г.). Затем собор достраивался и перестраивался. Амьенский собор — самое большое и высокое готическое сооружение во Франции: длина его — 145 м, высота свода центрального нефа —42,5 м. Этот собор иногда называют «готическим Парфено-ном», ибо он подобно своему античному предшественнику ярче всего воплотил архитектурные принципы и художественные идеалы своего времени. Амьенский собор весь пронизан светом и воздухом. Огромны его окна, тончайше вырезан переплет «готической розы», сплошь покрыт кружевом резьбы фасад.

Вершиной развития так называемой «лучистой готики» (XIII в.) стала капелла короля Людовика IX Сен-Шапель в Париже. Она строилась как королевская церковь; в ней находился вывезенный из Константинополя «терновый венец Христа». Просторное помещение королевской капеллы словно соткано из мерцания мозаик, пурпурного цвета витражей и бликов позолоты, что придает всей часовне образ сказочной цветовой симфонии.

В XIII в. готика завоевала почти все области Франции, приобретя при этом на севере и юге страны специфические особенности. Так, на севере Франции, в Нормандии, крупнейшим готическим храмом был Руанский собор, не уступавший по размерам Амьену и Реймсу, но сохранивший некоторые черты местной архитектуры, близкие к романскому стилю — мощную башню над средокрестием, а также высокие тяжелые башни на западном фасаде. На юге Франции, в Лангедоке, готическая архитектура приобрела крепостной характер — там часто использовались башни, напоминающие донжоны.

Германия

Готическое зодчество Германии почти на целое столетие отстало в своем развитии от французского. Оно долго сохраняло суровость романского стиля и даже в период своего расцвета осталось менее нарядным, чем готическая архитектура Франции (только соборы Кельна, Фрейбурга и Страсбурга составляют исключение).

Немецкие соборы в плане проще французских, но зато они выше. Особенно высоки в немецкой готике башенные шпили. Готическую архитектуру Германии часто называют «кирпичной готикой», т.к. здания там часто строились из кирпича.

Самый знаменитый готический собор Германии — Кельнский (начат в 1248 г., закончен в XVI в., башни возведены в XIX в.). Великолепная скульптура собора с внешних стен перешла во внутреннее пространство храма. Она ритмически связана с архитектурой, но не с ее каменной массой, а с изгибами сводов и арок. Сами статуи тоже имеют характерные изгибы в форме буквы S. Скульптура Кельнского собора необычайно эмоциональна, драматична и даже экспрессивна.

Англия

Готическая архитектура Англии начала развиваться с XII в. и приобрела ярко выраженное национальное своеобразие. Английские соборы сосредоточены в основном на землях монастырей, а не в городах. Характерной их особенностью является наличие двух трансептов, один из которых короче другого. Таков Кентерберийский собор — резиденция главы англиканской церкви; соборы в Линкольне, Уэллсе, Солсбери (XIII в.). Английские соборы имеют значительную протяженность: они строились на открытом месте и имели возможность устремляться не только ввысь, но и в стороны. Для английской готики характерны растянутые фасады, различные притворы, далеко вынесенные трансепты, прямоугольные апсиды, огромные (до 135 м в высоту) башни над средо-крестием, но сравнительно небольшая высота центрального нефа (по отношению к боковым).

Ведущую роль в английской готике играли декоративные элементы, например, характерным было использование цветовых контрастов между различными породами камня.

Место коронации, а также погребения английских королей — главный собор Вестминстерского аббатства в Лондоне — более остальных готических соборов Англии близок к французским образцам.

Из гражданской готики Англии наиболее известен Вестминстерский дворец (XIV век).

Испания

Готика Испании испытывала сильное влияние мавританской (арабской) архитектуры, отсюда ее чрезмерная пышность и декоративность (соборы в Леоне, Бургосе, Толедо).

Италия

Итальянская готика занимает особое место в западноевропейской художественной культуре XIII-XIV вв. Уже в конце XIII в. в Италии сложились условия для расцвета в следующем столетии культуры Проторенессанса. Итальянская культура всегда была скорее светской, чем религиозной, и в большей степени городской. Эти ее особенности сказались и в архитектуре. В Италии получили распространение лишь отдельные элементы готики: стрельчатые арки, «окна-розы», в то время как основа архитектуры оставалась чисто романской.

Немногочисленные готические соборы Италии поражают своими «неготическими» особенностями. Таковы соборы Флоренции — Санта Кроче, Сан-та Мария Новелла, Санта Мария дель Фьоре. Последний, например, покрыт круглым куполом, а отдельно стоит колокольня (кампанила). Горизонтальные линии в итальянских соборах доминируют над вертикальными. Система аркбутанов и контрфорсов почти совершенно чужда итальянской готике, ее скульптура бедна и мало связана со всем ансамблем. Исключением является лишь огромный Миланский собор, вмещающий до 40 000 человек, — самый большой из всех готических соборов Италии (кон^ц XIV — начало XV в., строительство завершено в XIX в.), который имеет чрезмерно пышный скульптурный наряд. Ясной уравновешенностью архитектурных форм отличается знаменитая флорентийская церковь Санта Мария Новелла (XIII-XIV вв.), которую очень любил великий Мике-ланджело.

Итальянская готика особенно широко представлена в сооружениях гражданской архитектуры. Достопримечательностями городов Италии являются великолепные палаццо, открытые галереи — лоджии, живописные фонтаны. Украшением Венеции являются блестящий, построенный из мрамора Дворец Дожей (XIV-XV вв.) и Дворец Ка дОро (XV в.) с воздушными аркадами и стрельчатыми окнами, очень близкие по стилю к памятникам арабо-мусульманской архитектуры.

В XIV в. готическое искусство завоевало всю Европу. Даже в далеком Новгороде появились здания в готическом стиле. Многочисленные его памятники сосредоточены в городах Нидерландов (здания ратуш в Брюгге, Брюсселе и др.), Австрии (собор Св. Стефана в Вене), Венгрии, Польше (Марианский костел в Кракове и др.), прибалтийских государств. Особенно замечателен городской ансамбль Праги — над городом царит знаменитый пражский Кремль — Градчаны — с шедевром готического искусства собором Св. Вита. Знаменит также и великолепный Карлов мост (названный в честь чешского короля Карла IV) с предмостной башней — самой красивой во всей Центральной Европе.

Готический стиль преобладал также в искусстве книжной иллюстрации — миниатюре. Среди школ миниатюристики особенно славилась парижская, создавшая знаменитую «Псалтырь Людовика Святого» со сценами из Ветхого Завета, хранящуюся ныне в Парижской национальной библиотеке.

В XIV-XV вв. готический стиль несколько видоизменился: это было время поздней (или пламенеющей) готики. Позднеготические соборы имели сложный и замысловатый декор и обычно были перегружены узорами и резьбой.

Характерные особенности средневековой культуры

В целом искусство конца Средневековья постепенно утрачивает вселенский пафос и обращается к отдельному человеку. Монументальные формы живописи (фреска, мозаика и пр.) стали вытесняться станковыми (от названия станка — мольберта, на котором закреплялся холст). В скульптуре и живописи выделяется жанр портрета. Развивается резная деревянная скульптура, прокладываются пути к жанрам европейской живописи Нового времени — пейзажу, интерьеру, бытовому жанру. Искусство и архитектура большинства стран Западной Европы в XIV-XV вв. испытывают сильное влияние итальянского Ренессанса, пролагавшего в искусстве путь в Новое время.

Средневековая культура была неоднозначной и многоликой, в чем-то примитивной и одновременно утонченной. В ней органично соединялись религиозное мировоззрение и жизнеутверждающее народное мироощущение, мистика и трезвый рационализм, устремленность к Богу и страстная любовь к земной жизни.

Средневековая Европа оставила великие памятники культуры. Многие европейские города украшают многочисленные архитектурные сооружения (соборы, монастырские ансамбли, замки, ратуши и т.д.) романского и готического стилей; замечательные произведения фресковой и станковой живописи составляют славу многих художественных музеев. В мировой культурный фонд вошли великолепные образцы средневековой иконописи, витражного искусства, скульптуры, книжной миниатюры. Величайшую ценность представляют и шедевры средневековой литературы —эпические произведения, рыцарские романы, поэзия трубадуров, лирика вагантов и непревзойденная «Божественная комедия» Данте.

Культура Средневековья была противоречивой, как и сама эпоха. Поэтому ее нельзя оценить однозначно, например, как «темные века» или безвременье. Она несла в себе «темные» и «светлые» стороны, прогрессивные и реакционные явления и была важной ступенью развития мировой цивилизации.

Вопросы

1. Каковы основные особенности романского стиля?

2. Какие черты средневекового мышления воплощены в готическом соборе?

3. Чем отличается романика от готики?

Важнейшие имена и памятники культуры

История искусства