ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

ТОЭ Компьютерный монтаж Основы Flash Corel DRAW Учебник по схемотехнике Законы Кирхгофа P-CAD Autodesk Mechanical Desktop Электротехника Атомная физика Графический пакет OrCAD Теория множеств Оптическая физика Дифференциалы Интегралы Магнитные свойства Зонная теория Квантовая статистика Квантовая физика Магнитное поле Электростатика Геометрическая оптика Основы теории относительности Волновая функция Главную ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА КЛАССИЦИЗМА Художественная роспись тканей
История искусства
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
Средневековые замки западной Европы
Французский стиль в русской архитектуре
Ранний период архитектуры
барокко во Франции
КЛАССИЦИЗМ
География построек псевдоготического
стиля на территории России
Сен Сернен В Тулузе
Романика в Португалии
Романика в Германии
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА
ИСКУССТВО БАРОККО
Фламандское барокко
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
КЛАССИЦИЗМА
Классицизм и барокко
АНТИЧНОСТЬ И ВАРВАРСТВО
КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Древняя Греция
Эпоха Возрождения
Искусство Византии
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОТИКИ
Города и замки Германии
Нюрнберг
Берхтесгаден
Готика Франции
 Готика Англии
Монастырь и собор Мон Сен Мишель
Реймсский собор
Готический стиль в Германии
Клаус Слютер
АРХИТЕКТУРА РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА
ПЕТЕРБУРГ В СЕРЕДИНЕ XVIII СТОЛЕТИЯ
КЛАССИЦИЗМ В МОСКВЕ
Художественная роспись тканей
Ручная роспись тканей
роспись тканей в Японии
Особенности композиции в декоративном искусстве Японии
Японские мотивы в тканях модерна
Рецепт приготовления краски
Краски и красители
Перевод рисунка на ткань
Узелковая окраска тканей
Холодный батик
Законы и правила композиции в декоративно-прикладном искусстве
При росписи текстиля способом «горячий батик»
Компоненты художественного творчества
Свободная роспись с применением масляных красок

ИСТОКИ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ — АНТИЧНОСТЬ И ВАРВАРСТВО

Рождение средневековой культуры было итогом встречи античности и варварского, языческого мира.

Важнейшим истоком культуры раннего Средневековья было античное наследие, которое было усвоено и творчески переработано в V-X вв. Огромную роль в становлении средневековой культуры сыграла латынь, сохранившая свое значение как язык церкви, государственного делопроизводства, международного общения, науки и учености. Взаимодействуя с разнообразными местными наречиями (германцев, кельтов и пр.), латинский язык вскоре сделался непохожим на самого себя и стал в то же время основой развития европейских национальных языков. Латинский алфавит был воспринят и нероманизованными народами. Латынь была не только языком — носителем учености, но и единственным языком, которому обучали. В средние века «умение читать» означало «умение читать по-латыни». С другой стороны, в раннее Средневековье продолжала существовать масса местных народных диалектов и языков. Латинский язык в средние века был сакральным языком, гарантом единства веры. Ввиду господствующего положения латыни на раннем этапе Средневековья историки часто называют эту эпоху «латинским Средневековьем». Повсеместно все Средневековье прошло в условиях сосуществования двух языков — местных и латыни.

Кроме латинского языка важнейшим инструментом античного наследия было христианство, ставшее основой средневекового мировоззрения.

Для усиления позиций христианства в средние века большое значение имела деятельность крупнейшего позднеримского теолога, одного из «отцов церкви» Аврелия Августина, епископа Гиппойского (354-430 гг.). Августин жил на грани эпох, когда активизировался процесс столкновения римского и варварского миров; поэтому в его учении содержится острое ощущение конца прежнего мира, предела «их времени». Величайшее значение творчества Аврелия Августина состоит в оформлении западного христианства в целостное мировоззрение и политическую доктрину. Все дальнейшее (вплоть до системы Фомы Аквинского — XIII в.) развитие теологической мысли Средневековья происходило в рамках учения Аврелия Августина. В своем главном труде «О граде божьем» он выработал оригинальную концепцию исторического движения человечества, в которой историческое будущее перерастает в будущее космическое, возвращаясь к исходному мировому началу. Согласно Августину в мире происходит вселенская битва добра и зла, а победа добра связана с окончательным торжеством на земле «божьего града», т.е. высшей и вечной божественной истины. Другое сочинение Августина — «Исповедь» — дает прекрасный пример тонкого самоанализа, раскрытия психологии личности.

Августин первым из теологов признал роль искусства в обществе, правда, рассматривая его как отзвук божественной мудрости.

Труды «отцов» христианской церкви — Аврелия Августина, Амвросия Медиоланского, Иеронима и других, всесторонне обосновали догму о роли церкви и заложили основы средневекового католицизма.

В процессе усвоения культурного наследия античности важнейшую роль сыграла риторика. В Древнем Риме она была и частью образования, и неотъемлемым элементом римского образа жизни. В средние века риторическая культура сохранила свое значение и существенно повлияла на облик средневековой культуры.

Большое влияние на культуру раннего Средневековья оказала также римская система образования, которая дожила до VII в. Средневековье восприняло такой важный ее элемент, как система «семи свободных искусств» —septem artes liberates, обязательный набор школьных дисциплин, включавший грамматику, диалектику (логику), риторику, арифметику, геометрию, музыку и астрономию. Но если в римской риторической школе аудитория была достаточно узкой и состояла из избранных членов римского общества, то в раннее Средневековье в школы начали принимать и крестьян, и горожан, и рыцарей, и клириков. Все же старое римское классическое образование оказалось в средние века ненужным. Поэтому на смену античной школе пришла новая — монастырская, или епископская школа (в последних изучались «семь свободных искусств»). В раннее средневековье качество обучения было низким, т.к. содержание предметов было максимально приближено к нуждам церкви. Так, риторика рассматривалась как искусство составлять проповеди, диалектика — как умение вести беседу, астрономия сводилась к умению пользоваться календарем и вычислять даты христианских праздников. Каждому ученику школы полагалось знать песнопения и молитвы, основные события священной истории и несколько цитат из Библии. Таким образом, система образования в раннее Средневековье была достаточно примитивной и имела утилитарный характер.

Усвоение античного наследия раннесредневековой Европой было далеко не всеобъемлющим, поскольку уцелела лишь незначительная часть культурных достижений классической древности.

Другим важнейшим источником культуры средних веков была духовная жизнь варварских племен, их фольклор, искусство, обычаи, особенности мировосприятия. Хотя наши знания о культуре варваров очень скудны, мы достаточно осведомлены, например, о складывании героического эпоса народов Западной и Северной Европы (древненемецкого, скандинавского, англосаксонского, ирландского). В народном сознании жили остатки дохристианской мифологии и культов, которые проникали даже в церковное искусство. Фольклор, одно из слагаемых средневековой культуры, породивший и народную поэзию, и сказки, стал основой героического эпоса. Его влияние ощутимо и в религиозной литературе (апокрифы, жития святых, назидания, всевозможные «видения»).

Художественное творчество варваров представлено главным образом предметами прикладного искусства. Это богато украшенное оружие, культовая и обрядовая утварь, разнообразные фибулы, пряжки, застежки и предметы быта, свидетельствующие о высокоразвитой технике обработки металлов, кожи и других материалов. В произведениях искусства варваров предпочтение всегда отдавалось орнаменту.

Представления о могучих германских и кельтских богах, героях и их борьбе со злыми силами породили причудливые орнаменты так называемого «звериного» стиля, в котором изображения фантастических животных вплетались в замысловатые узоры. «Звериный» стиль впоследствии широко применялся в прикладном искусстве и в романской архитектуре. В раннесредневековую ирландскую и английскую миниатюру проникли образы ирландских саг (былин), кельтские языческие символы, встречающиеся даже в изображениях святых. А строительная техника варварских племен, воплощенная в деревянном зодчестве, составила славу бургундских и нормандских плотников.

История искусства