КУЛЬТУРА НОВОГО И НОВЕЙШЕГО ВРЕМЕНИ

ТОЭ Компьютерный монтаж Основы Flash Corel DRAW Учебник по схемотехнике Законы Кирхгофа P-CAD Autodesk Mechanical Desktop Электротехника Атомная физика Графический пакет OrCAD Теория множеств Оптическая физика Дифференциалы Интегралы Магнитные свойства Зонная теория Квантовая статистика Квантовая физика Магнитное поле Электростатика Геометрическая оптика Основы теории относительности Волновая функция Главную ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА КЛАССИЦИЗМА Художественная роспись тканей
История искусства
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
Средневековые замки западной Европы
Французский стиль в русской архитектуре
Ранний период архитектуры
барокко во Франции
КЛАССИЦИЗМ
География построек псевдоготического
стиля на территории России
Сен Сернен В Тулузе
Романика в Португалии
Романика в Германии
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА
ИСКУССТВО БАРОККО
Фламандское барокко
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
КЛАССИЦИЗМА
Классицизм и барокко
АНТИЧНОСТЬ И ВАРВАРСТВО
КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Древняя Греция
Эпоха Возрождения
Искусство Византии
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОТИКИ
Города и замки Германии
Нюрнберг
Берхтесгаден
Готика Франции
 Готика Англии
Монастырь и собор Мон Сен Мишель
Реймсский собор
Готический стиль в Германии
Клаус Слютер
АРХИТЕКТУРА РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА
ПЕТЕРБУРГ В СЕРЕДИНЕ XVIII СТОЛЕТИЯ
КЛАССИЦИЗМ В МОСКВЕ
Художественная роспись тканей
Ручная роспись тканей
роспись тканей в Японии
Особенности композиции в декоративном искусстве Японии
Японские мотивы в тканях модерна
Рецепт приготовления краски
Краски и красители
Перевод рисунка на ткань
Узелковая окраска тканей
Холодный батик
Законы и правила композиции в декоративно-прикладном искусстве
При росписи текстиля способом «горячий батик»
Компоненты художественного творчества
Свободная роспись с применением масляных красок

ИСКУССТВО БАРОККО

У фламандского барокко было и другое направление — аристократическое. Этот путь определял Антонис ван Дейк (1599-1641). Ван Дейк питал слабость к аристократии и сам себя чувствовал аристократом, хотя происходил из бюргерской семьи. Многочисленные его работы, рассеянные по всем европейским музеям, очень элегантны и изысканны. Особенно это заметно в портретной живописи. Ван Дейк создал тип блестящего аристократического портрета, интеллектуального благородного человека, порожденного рафинированной аристократической культурой. Герои Ван Дейка — люди с тонкими чертами лица, с налетом меланхолии и скрытой грусти, полные спокойной уверенности и изящества («Семейный портрет», «Портрет Карла 1 на охоте»). Его композиции прекрасны по живописи, но за внешней эффектностью художественного решения не чувствуется стихийной страстности жизни.

Фламандская школа живописи внесла важный вклад в европейскую культуру XVII века, ее изучение не прошло бесследно для художников разных стран и поколений.

Стремление к живописности деталей, внешним эффектам, динамизму изображения свойственны и литературе барокко. В ней отражается стремление придворной среды, толпящейся вокруг престола абсолютных монархов, окружить себя блеском и славой, воспеть свое величие.

С другой стороны, значительный вклад в литературу барокко внесли и деятели контрреформации, и представители протестантской церкви. Ведь мироощущение барокко возникло в результате кризиса ренессансных идеалов, в обстановке катастроф и потрясений. Поэзия и драматургия барокко выражают это ощущение растерянности, смятения, иногда отчаяния. В них — стремление творческой личности переосмыслить разразившийся кризис, отразить настроения и чаяния окружающего мира. Барочные поэты часто обращаются к темам непостоянства счастья, всесилия рока и случая. Выдвинутый Ренессансом идеал гармонической личности сменяется у писателей барокко подчеркиванием двойственности человека, столкновения телесной и духовной природы. И все же литература барокко основана на идиллическом мировосприятии. Даже мрачные события предстают приукрашенными в поэзии барокко. Одно из наиболее значительных произведений эпической поэзии барокко — «Потерянный рай» английского поэта Джона Мильтона (1608-1674). Его великая поэма написана на библейский сюжет. В XVIII веке ее читали как иллюстрацию к Библии. Автор «Потерянного рая», «Возвращенного рая», «Самсона-борца» —типичный поэт барокко. Как «Божественную комедию» сравнивают с готическим собором, так «Потерянный рай» — с барочным храмом. В ней проявляются самые характерные признаки стиля — величественная масштабность, сочетание чувственной материальной стихии с высокой духовностью, нагромождение деталей, наполненность мира предметами и существами.

В литературе барокко существовали разные течения, принимающие конкретные формы в творчестве национальных поэтов. Одним из теоретиков барокко был Джанбатиста Марино (1569-1625). Признанный первый поэт Италии пользовался в XVII веке всеевропейской славой. Он виртуоз, мастер словесных эффектов, метафор. Подобно скульпторам и живописцам барокко он создает иллюзорный блистательный мир. Но его изощренная поэтическая техника не отличается глубиной. Он так же, как зодчие барокко, разрушает целостность произведения изобилием украшений. В его главной поэме «Адонис» 40 тысяч стихов, но вся она соткана из множества вставок, лирических отступлений, миниатюр.

Наиболее показательный образец драматургии барокко — творчество испанского драматурга Кальдерона (1600-1681). Несмотря на то, что это угрюмый и мрачный поэт, воспевающий философию пессимизма, в его драмах преобладает живое действие («Великий театр мира», «Поклонение кресту», «Жизнь — это сон»). Речь его персонажей по-барочному усложнена, насыщена метафорами и сравнениями, но риторическая приподнятость создает впечатление силы чувств.

Стиль барокко развивался не только в изобразительных искусствах и литературе, но и в музыке. Как ни отлична ее природа от всех других видов искусств, в ней тоже сказалось новое понимание человека и его места в мире, новое чувство среды — общественной, бытовой, звуковой. Для музыки это означало появление новых тем, нового выразительного языка. Как в скульптуре и живописи возникли многофигурные ансамбли, так в музыке появились крупные циклы — оперы, оратории. Опера особенно близка этому декоративному стилю. Характер либретто, стиль музыки, постановка, декорации, костюмы образуют художественную систему барокко. Опера была подготовлена исторически развитием театра и музыки. Типичное для барокко стремление к синтезу искусств — музыки и драмы —породило новый музыкально-театральный жанр. Местом его возникновения стала Италия. Объяснений этому много — и зрелость нового музыкального стиля, и просвещенная музыкальная среда, и влияние гуманистических идей Ренессанса. Самым прославленным оперным композитором XVII века стал Клаудио Монтеверди (1567-1643). Он высказывал характерные идеи нового стиля, считая себя его создателем (оперы «Орфей», «Ариадна», «Коронация Поппеи» и др.). Он убеждал в необходимости новых приемов музыкального письма и исполнения. В 1637 г. в Венеции был открыт первый в мире постоянный публичный оперный театр, в котором Монтеверди работал до самой смерти.

Воплощение стиля барокко можно найти и в инструментальной музыке того времени. Например, в патетическом импровизационном искусстве Фреско-бальди.

В отличие от истории изобразительных искусств в истории музыки XVII века выделяется Германия. Бедственная судьба страны, ее разорение, раздробленность тяжело отразились на художественной культуре. Но в музыкальном искусстве ее мастеров выразилась психологическая атмосфера драматической эпохи. Это чувствуется и в церковной музыке, и в национальном оперном театре, и в барочных сонатах немецких композиторов. На почве барокко сложилось в начале следующего столетия искусство Генделя и Баха.

Сложная система барокко не выдвинула собственной эстетической теории. У этого течения, построенного на эмоциональности, иррациональности, аллегории, не было и не могло быть строго сформулированной эстетической доктрины. Интуиция и практика были достоянием мастеров барокко.

Вопросы

1. Какие представления духовной культуры XVII в. воплощаются в художественной системе барокко?

2. Почему искусство барокко отвечало вкусам двора и католической церкви?

3. Каковы общие основные черты стиля барокко?

4. Назовите признаки архитектурного стиля барокко и области его распространения.

5. Какие новые виды скульптуры открывает эпоха барокко? Каковы ее отличительные особенности по сравнению со скульптурой готики и Ренессанса?

6. Как основные черты стиля барокко проявляются в европейской живописи XVII века?

7. Каким образом в литературе и музыке XVII века отражается мироощущение барокко?

История искусства