Сложение и развитие романской архитектуры в Западной Европе

ТОЭ Компьютерный монтаж Основы Flash Corel DRAW Учебник по схемотехнике Законы Кирхгофа P-CAD Autodesk Mechanical Desktop Электротехника Атомная физика Графический пакет OrCAD Теория множеств Оптическая физика Дифференциалы Интегралы Магнитные свойства Зонная теория Квантовая статистика Квантовая физика Магнитное поле Электростатика Геометрическая оптика Основы теории относительности Волновая функция Главную ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА КЛАССИЦИЗМА Художественная роспись тканей
История искусства
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
Средневековые замки западной Европы
Французский стиль в русской архитектуре
Ранний период архитектуры
барокко во Франции
КЛАССИЦИЗМ
География построек псевдоготического
стиля на территории России
Сен Сернен В Тулузе
Романика в Португалии
Романика в Германии
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА
ИСКУССТВО БАРОККО
Фламандское барокко
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
КЛАССИЦИЗМА
Классицизм и барокко
АНТИЧНОСТЬ И ВАРВАРСТВО
КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Древняя Греция
Эпоха Возрождения
Искусство Византии
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОТИКИ
Города и замки Германии
Нюрнберг
Берхтесгаден
Готика Франции
 Готика Англии
Монастырь и собор Мон Сен Мишель
Реймсский собор
Готический стиль в Германии
Клаус Слютер
АРХИТЕКТУРА РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА
ПЕТЕРБУРГ В СЕРЕДИНЕ XVIII СТОЛЕТИЯ
КЛАССИЦИЗМ В МОСКВЕ
Художественная роспись тканей
Ручная роспись тканей
роспись тканей в Японии
Особенности композиции в декоративном искусстве Японии
Японские мотивы в тканях модерна
Рецепт приготовления краски
Краски и красители
Перевод рисунка на ткань
Узелковая окраска тканей
Холодный батик
Законы и правила композиции в декоративно-прикладном искусстве
При росписи текстиля способом «горячий батик»
Компоненты художественного творчества
Свободная роспись с применением масляных красок

Романика в Германии (2/2 XI-XIII вв.)

Для средневекового искусства Германии, раздробленной на множество феодальных образований, характерно большое разнообразие местных школ. Весь процесс развития художественных форм, свойственных средневековому обществу, совершался здесь менее отчетливо, с особой сложностью и пестротой. Продолжительность романского периода в немецком искусстве более значительна, чем во Франции. Романский стиль продолжал существовать в Германии и после распространения готической системы в остальной Европе, а его начало совпадает с началом Клюнийской реформы на территории Германии во второй половине XI в. Реформирование монастырей, организованных в единую систему, обновило папство и вернуло ему утраченную силу. Такая ситуация не могла не привести к конфликту с империей, когда во главе империи встал Генрих II. Центром клюнийского движения в Германии стал монастырь в Хирсау, в Швабии, области консервативной. Церковь этого монастыря, законченная в 1071 году, отличалась от клюнийских тем, что ее боковые нефы уже имели своды. Когда нужды возросшей конгрегации потребовали создания еще одной церкви, то из Франции было специально выслано описание ранней церкви в Клюни, по плану которой и строилась церковь Петра и Павла (1083-1091, Хирсау). Особенностями хирсауского типа следует назвать функциональность в построении плана, простоту форм, отказ от всего лишнего (крипт, боковых галерей).

Композиционная схема, положенная в основу строительства главной церкви в Клюни-2 (981), была разработана в строгом соответствии с особенностями клюнийской литургии и установленным порядком размещения в церкви монахов и мирян. Эта схема и была применена в церквях хирсауской группы. Также, вместо клюнийской башни над средокрестием предполагалось устроить башни над восточными пролетами боковых нефов, однако такое решение нигде так и не было применено. Строители стремились приблизить композицию к типу раннехристианских базилик:

план в форме латинского креста,

нартекс с галереями, иногда даже атрий,

отсутствие крипт,

колонны в качестве опор

деревянные перекрытия (только в нартексе и в хоре изредка сооружались своды)

односторонняя ориентация

С конца XI века развернулось активное строительство по всей стране по примеру церкви в Хирсау, явившейся унифицирующим типом: церковь монастыря Петра и Павла в Эрфурте (1103-1147), церковь в Клейкомбурге (1108), церковь Паулинцелла в Тюрингии (закончена в 1160 году).

Односторонняя ориентация хирсауских базилик предполагала устройство входа с западного конца, что плохо прививалось на севере страны, где из-за двусторонней ориентации вход приходилось отыскивать. Благодаря Хирсау западный вход появляется и в саксонских базиликах, например в соборе в Хильдесхайме. В сочетании с бенедиктинским планом встречается и чисто саксонская система чередования опор (церковь Святого Серватия в Кведлинбурге), а в ряде случаев снова появляются двусторонние апсиды и западный трансепт, вместе с которым возвращается саксонская двойственность (церковь Святого Якова в Бамберге).

Вся сложность этого процесса взаимного проникновения форм и влияний отражена в монастырской церкви Святого Годехарда в Хильдесхайме (1133-1172), монастырской базилике с планом в форме латинского креста. Высоко расположенные окна дают скудное освещение интерьера. Боковые нефы перекрыты крестовыми сводами, остальное пространство – деревянными перекрытиями (долго использовавшимися в монастырском строительстве). Важная особенность – наличие деамбулатория и венца капелл – возможно, запоздалый отзвук церкви Клюни-3.

Возникновение традиционного германского западного хора связано здесь не столько со стойкостью саксонской традиции, сколько с реакцией на унифицирующие тенденции в монастырской архитектуре хирсауской школы. Главным центром реакции стал запад страны (т.н. Рейнская школа), где шла строительство императоров Франконского дома и связанных с ним князей и прелатов, оказавшееся противопоставленным тому, что строили послушные Риму бенедиктинцы.

Императорский соборв Шпайере, перестроенный при Генрихе IV, сначала имел деревянные перекрытия центрального нефа при связанной системе построения плана, что в целом характерно для церквей рейнской школы. После пожара 1159 года с целью перекрыть центральный неф сводами были усилены его опоры и надстроены стены главного нефа, что делало их непропорционально высокими по сравнению с боковыми нефами, где, как и в крипте, уже существовали крестовые своды. Хотя от первоначальных сводов почти ничего не сохранилось, важен сам факт, что при Генрихе IV возник и начел осуществляться замысел сплошного перекрытия крестовыми сводами крупнейшего церковного сооружения страны. По всей Европе в это время существовало только одно полностью перекрытое сводами сооружение, превосходившее по масштабам собор в Шпайере, - церковь Клюни-3, но она согласно бургундской традиции имела в центральном нефе цилиндрическое перекрытие, которое создавало в интерьере совсем иное пространственное впечатление, нежели крестовые своды собора в Шпайере. Собор оказался вольно или невольно противопоставлен тому, что строилось папством, Клюни и школой Хирсау.

История собора в Майнце (н.стр.975/76) представляет собой список пожаров и восстановлений. Разновременность постройки восточного хора, нефа и западного хора сказалась в отсутствии единства, отличающего собор от Шпайера. Наиболее сложной является западная часть собора с трёхчастной апсидой, фланкированной двумя массивными башнями. Центральный неф был перекрыт вспарушенными нервюрными сводами, боковые – крестовыми.

Созданная по единоличной инициативе пфальграфа Генриха церковь Санта-Мария Лаах, была заложена в 1093 годуи закончена к 1156 году. Трёхнефная базилика с планом в форме латинского креста имела с одной стороны второй, западный, трансепт со своим хором и апсидой, а с другой – атрий, выделяющий одностороннюю ориентацию. Здание изначально предполагалось по примеру собора в Шпайере перекрыть крестовыми сводами, но в отличии то Шпайера здесь не была применена «связанная система» и каждой ячейке центрального свода соответствовала одна травея бокового. Над средокрестием возвышается октогон на тромпах. Над западным трансептом высится напоминающий вестверк прямоугольный в плане массив. Из памятников в долине Рейна собор в Вормсе (1171-1234) более других сохранил свой древний облик. Построенный из темно-серого песчаника, похожий на крепость, он господствует над городом и окружающей его равниной. Несмотря на то, что постройка собора затянулась с 1171 до 1234 г., когда был закончен западный хор, художественное единство не нарушено, и в целом он является прекрасным памятником зрелого романского стиля. Внешний вид собора с двумя массивными центральными и четырьмя фланкирующими башнями отличается простыми, но пластически выразительными формами. Западные и восточные части здания разработаны неодинаково. Восточная апсида завершена прямой стеной, а более поздний западный хор образует в плане многоугольник: его стены глубоко прорезаны нишами окон разной формы. В Вормсском соборе с особенной силой проявилось свойственное романским зодчим чувство суровой простоты архитектурного объема. Декоративные аркады, скупо прорезанные узкие окна и ниши тянутся поясами вдоль плоских стен и вокруг башен, не нарушая строгости их основных геометрических форм.

Завершая разговор о романской базилике в Германии, необходимо упомянуть еще Кёльнскую школу, развитие которой относится к периоду позднего романского стиля (со второй половины XII века). Особенность базилик этой школы заключается в том, что трёхнефное продольное помещение пересекается трехнефным же трансептом и три ветви креста (восточная, северная и южная) заканчиваются апсидальными полукружиями, совершенно одинаковыми. Таким образом, вся композиция приближается к центрической, которая мало соответствовала строгим литургическим требованиям средневековья, но создавала совсем особое впечатление своими тремя ветвями, властно объединенными общим центром. Наиболее ранним из памятников такого типа была церковь Санта Мария им Капитоль (1045 —1065), перекрытая в главных нефах цилиндрическими сводами, в боковых — крестовыми, а в абсидах — полукуполами. К концу XII в. относятся в Кёльне церковь Апостолов и церковь св. Мартина, носящие, однако, переходный к готическому стилю характер.

Заключение

Романская архитектурная революция заключается в переходе от стоечно-балочной и римской монолитно-оболочной конструкции. При этом её развитие и распространение неоднородно и образует массу местных школ даже на территории одной страны.Это связано в первую очередь с сильной политической разобщённостью и торгово-экономическими связями отдельных областей, испытывавших влияния именно тех регионов, с которыми они теснее всего сотрудничали. И тем не менее, романика – это первый общеевропейский большой стиль, охватывающий огромный ареал от Италии до Скандинавии и от Испании до Восточной Европы.

Итогом этого периода можно назвать повышение размеров церквей и их высоты, а также изобретение в Ломбардии нервюры и привнесение с мавританских территорий (Испания, Сицилия) стрельчатой арки, соединение которых приведёт к новой архитектурной революции и началу готики.

История искусства