Сложение и развитие романской архитектуры в Западной Европе

ТОЭ Компьютерный монтаж Основы Flash Corel DRAW Учебник по схемотехнике Законы Кирхгофа P-CAD Autodesk Mechanical Desktop Электротехника Атомная физика Графический пакет OrCAD Теория множеств Оптическая физика Дифференциалы Интегралы Магнитные свойства Зонная теория Квантовая статистика Квантовая физика Магнитное поле Электростатика Геометрическая оптика Основы теории относительности Волновая функция Главную ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА КЛАССИЦИЗМА Художественная роспись тканей
История искусства
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
Средневековые замки западной Европы
Французский стиль в русской архитектуре
Ранний период архитектуры
барокко во Франции
КЛАССИЦИЗМ
География построек псевдоготического
стиля на территории России
Сен Сернен В Тулузе
Романика в Португалии
Романика в Германии
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА
ИСКУССТВО БАРОККО
Фламандское барокко
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
КЛАССИЦИЗМА
Классицизм и барокко
АНТИЧНОСТЬ И ВАРВАРСТВО
КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Древняя Греция
Эпоха Возрождения
Искусство Византии
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОТИКИ
Города и замки Германии
Нюрнберг
Берхтесгаден
Готика Франции
 Готика Англии
Монастырь и собор Мон Сен Мишель
Реймсский собор
Готический стиль в Германии
Клаус Слютер
АРХИТЕКТУРА РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА
ПЕТЕРБУРГ В СЕРЕДИНЕ XVIII СТОЛЕТИЯ
КЛАССИЦИЗМ В МОСКВЕ
Художественная роспись тканей
Ручная роспись тканей
роспись тканей в Японии
Особенности композиции в декоративном искусстве Японии
Японские мотивы в тканях модерна
Рецепт приготовления краски
Краски и красители
Перевод рисунка на ткань
Узелковая окраска тканей
Холодный батик
Законы и правила композиции в декоративно-прикладном искусстве
При росписи текстиля способом «горячий батик»
Компоненты художественного творчества
Свободная роспись с применением масляных красок

Романика в Португалии (к. XI-н.XIV вв.)

Древняя история современной Португалии, некогда римской провинции Лузитании, тесно связана с историей остальных областей Пиренейского полуострова. Освобожденные от мавританского владычества земли в северо-западной части полуострова между реками Дуэро и Монтегу получили название Португалии (Portus — cale), по имени самого значительного города области — Порту (Опорто). В XI столетии здесь образовалось графство Португальское, владения которого вскоре значительно расширились в результате успешной борьбы против мавров. В 1143 г. Португалия освободилась от вассальной зависимости Кастилии, образовав самостоятельное королевство, возглавляемое бургундской династией. Спустя четыре года у арабов был отвоеван Лиссабон, ставший столицей государства. Вследствие выгодного географического положения на побережье Атлантического океана Португалия чрезвычайно рано завязала торговые и культурные отношения с Францией, Англией, Фландрией. Португальцы были по времени первым народом Европы, сыгравшим значительную роль в великих географических открытиях.

Раннее зодчество Португалии представляет собой летопись успехов реконкисты: завоевание каждой новой области сопровождалось строительством крепости и церкви. Произведения раннероманского искусства появились в Португалии в конце XI в. (например, церковь в Браге, облик которой искажен позднейшими пристройками и реставрацией).Общность исторических судеб Испании и Португалии обусловили и общее характерное значение католической церкви. Церковь объявила реконкисту чисто религиозным движением против мусульманства. Тесная связь религии и воинственного духа церкви находит отражение в сходстве фортификационной и культовой архитектуры. Церкви напоминают крепости, но при этом в построении своего плана ориентируются на искусство Франции. Вообще, для средневекового искусства Португалии, как и для искусства Испании, характерно сложное взаимодействие художественных традиций Востока и Запада, в данном случае — Франции. Отсюда возникла несомненная общность произведений испанских и португальских мастеров средневековья. Но мавританское влияние сказалось в португальской культуре слабее, чем в испанской.

Примером французского влияния может служить собор Богоматери в Лиссабоне (1164). Его плансближает его с паломническими церквями Франции – трёхнефный в 6 травей, есть венец капелл, нартекс, две башни на западном фасаде. В этом здании в отличие от других построек Португалии видна продольная направленность. Собор Богоматери в Эворе (1184-1204) развивает особенности лиссабонского собора: три нефа, две башни на западном фасаде, нартекс, башня-фонарь над средокрестием. Собор еще больше вытянут - имеет в длину 7 травей.

Но вместе с тем во многих чертах сказывается влияние арабского искусства, например, в устройстве террасных или плоских крыш. Собор Богоматери в Опорто (1113-1136) – трёхнефный, длиной в 5 травей, стены с узкими щелевидными окнами, стрельчатые арки, плоская крыша. Собор Богоматери в Коимбре (1151-1162) характерный для Португалии конца XI века - первой половины XII башни трехнефный в 5 травей, западного фасада почти не возвышаются над основным массивом здания, узкие окна, плоская кровля. Над пониженными боковыми нефами - галереи. Пониженные апсиды на восточном фасаде. Центральный неф перекрыт цилиндрическим сводом, боковые - крестовыми, над средокрестием – башня-фонарь. Построенный из желтоватого известняка собор Коимбры расположен на склоне холма; своими массивными стенами и фасадом, увенчанными зубцами, он напоминает укрепленный замок. В центре западного фасада помещен четырёхугольный выступ с главным входом в виде глубоко втянутого в толщу здания портала с круглыми архивольтами на пилястрах и колонках. Подобный пластически выразительный мотив повторен и во втором ярусе: на этот раз большое окно включено в такой же глубокий портал. Плоскость стен оживлена лишь узким поясом арок, обрамляющим высоко расположенные окна.

Хотя соборы во многом определяли характер церковного строительства, все же в количественном соотношении они терялись в огромной массе монастырских церквей. В отличие от соборов в этих постройках сильны местные традиции, но также в них обнаруживается влияние монастырских церквей Бургундии и Прованса. Они отличаются от соборов не только иной объемно-пространственной композицией (отсутствием венца капелл и парных башен на западном фасаде), но и иной конструктивной системой: все эти церкви однонефные или трёхнефные со стропильными перекрытиями. Лишь своды апсид строились из камня.Трёхнефная церковь Сан-Педро-де-Ратес 1152 года, однонефные Сан-Сальвадор-де Браваэс и Сан-Педро-де-Ферейра. Этот тип храма отличается чрезвычайной устойчивостью и почти не изменяется на протяжении веков. Наряду с базиликальными постройками в Романское время в Португалии было создано редкое для средневековой Европы центрическое здание — церковь ордена тамилиеров в Томаре (1160).

В Португалии, так же как и в Каталонии, романское искусство продолжало существовать в течение всего XIII столетия. В это время многие элементы готической системы уже получили распространение в церковном зодчестве, но язык пластических форм еще оставался романским. Цистерцианский монастырь Санта Мария в Алькобасе (около 1190—1220 гг.) — одно из лучших произведений ранней португальской готики. Это большая (160 м длины, 16 м ширины и 21 м высоты) перекрытая крестовыми сводами трехнефная базилика с двухнефным трансептом и венком капелл. Интерьер монастыря в Алькобасе отличается пространственным размахом. Нефы одинаковы по высоте, но центральный почти в два раза шире боковых. В узких боковых нефах особенно ощутима устремленность ввысь вытянутых, стройных по пропорциям опорных столбов. Впечатление большого пространства усиливается и тем, что в португальских церквах в противоположность испанским центральный неф совершенно свободен. Белизна камня является главным украшением интерьера, лишенного какого-либо декоративного убранства. Монастырь в Алькобасе знаменует развитие новых для Португалии принципов готической системы и вместе с тем является ярким свидетельством устойчивости романских традиций. Высокие зубчатые стены с узкими, похожими на бойницы окнами создают впечатление суровой статики форм. Такой же характер имеют и другие части монастыря, в частности построенный в начале XIV столетия клуатр.

Романика в Англии (1066-1168)

Характеристика романской культовой архитектуры Англии представляет известные трудности в связи с тем, что подавляющее большинство соборов достраивалось или перестраивалось уже в формах готики и от романского времени в них сохранились лишь отдельные фрагменты. С другой стороны, навыки деревянного строительства продолжали сказываться в Англии еще долгое время. В стране, где было много опытных кораблестроителей, вплоть до XVI в. применялись деревянные перекрытия. Благодаря своей легкости они позволяли облегчать опоры и обогащать стены широким применением аркад, эмпор и трифориев. Эти приемы сохранились и в постройках с каменным перекрытием. Начало романики здесь имеет точную дату – 14 октября 1066 г., когда Вильгельм Нормандский одержал победу при Гастингсе и завоевал Англию. Романская архитектура Англии продолжает развивать особенности композиционно-пространственной композиции, выработанной нормандской школой. Ведущим типом и здесь остается монастырская церковь, но соборы строились таких размеров, которые были оправданы зачаточным состоянием городов, где они сооружались. Задуманы они были как церкви смешанного типа, то есть призванные служить как монастырской церковью, так и храмом для мирян. Как правило, это:

трёхнефные базилики

вытянутые в длину

с резко выступающим трансептом,

хор завершается полукруглой в плане апсидой и имеет боковые нефы,

которые также завершаются апсидами,

иногда боковые апсиды были внутри полукруглые, а снаружи плоские.

Ветви трансепта также снабжены одной-двумя апсидиолами.

Нередко трансепт имеет дополнительный, восточный неф, в который открываются его апсидиолы, иногда есть еще и западный неф.

Грань между монастырской церковью и собором стиралась, и такая особенность сразу же сказалось на построении плана. Нефы вытянулись в длину до 12-14 травей против обычных в Нормандии 6-7. С другой стороны присутствие монахов в соборе потребовало удлинение хора с двух травей до трех, а потом и до четырех. В результате английские церкви вытягиваются в длину (Церковь Сент-Олбанс 155 м, Винчестерский собор 170 м, Собор Святого Петра в Лондоне 177 м).

Представление о вытянутости английских соборов в длину дает один из первых романских храмов — собор в Норвиче, начатый строительством в 1096 г. Он насчитывает, включая хор, восемнадцать травей. Но, несмотря на изменение пропорций, схема остается та же, что и в Нормандии. Бенедиктинский план с тремя эшелонированными апсидами применен в Кентерберийском соборе, в соборах в Линкольне, Рочестере, Дареме, Сент-Олбанс, Или. План хора с кольцевым обходом встречается довольно часто с конца XI века: соборы в Винчестере, Устере, Кориче, Сент-Льюис, Норвиче. В интерьере английские базилики имеют трехчастное горизонтальное членение:главная аркада, ярус трифориев и верхний ярус окон, необходимый в пасмурной Англии. Собор в Глостере является единственным трехъярусным собором Англии: в крипте под хором, в хоре и в ярусе невысоких трифориев повторяется кольцевой обход с венцом капелл. Опоры чаще всего цилиндрические (возможно, связанные с применением в деревянном зодчестве дубовых столбов), но также используются и сложные, пришедшие из Нормандии. Средний неф перекрывается как правило деревянными стропильными перекрытиями, боковые - крестовыми сводами, апсиды – конхами.

Чтобы полностью отрезать неф, предназначенный для мирян от хора монахов и духовенства между хором и средокрестием много раньше, чем где-либо на континенте, стали воздвигать каменную перегородку, высокую, иногда двойную, с перекрытием, на который впоследствии устанавливали орган. Доступ к алтарю для мирян был закрыт, а для свадеб, панихид и крещения существовали дополнительные алтари в трансепте и боковых нефах. Таким образом весь эффект ритмичного расчленения нефа, устремляющегося навстречу алтарю и хору, был утрачен. Типичные для нормандского строительства башни вполне соответствовали англосаксонским традициям: в центре, над средокрестием высилась прямоугольная в плане башня, кроме того часто башни устраивались на западном фасаде. Нартекс редко существовал, даже в монастырских церквях.

Особое место среди романских храмов Англии занимает собор в Дареме (1096—1133), наименее пострадавший от последующих переделок и потому лучше сохранивший единство стилевого облика. Даремский собор — современник известного собора св. Троицы в Кане (Франция), по типу которого он воздвигался. Во внешнем его облике зависимость от прототипа достаточно заметна хотя бы в композиции двухбашенного фасада. Но уже и здесь проявляются собственно английские мотивы:

Башня над средокрестием превосходит массивностью и высотой фасадные башни, тоже весьма монументальные;

Западный фасад в большей степени насыщен элементами архитектурного декора, чем его нормандский прообраз.

Даремский собор строился с расчетом на каменное перекрытие и замечателен тем, что в его нефах впервые в Англии появился стрельчатый свод на нервюрах. Правда, этот свод еще достаточно массивен и стрельчатая форма его выражена довольно робко, но само столь раннее появление его указывает на скорое наступление господства готических архитектурных форм.

«Многосоставность» общего объема, вообще свойственная романской храмовой архитектуре, в Англии принимает характер своеобразного преизбытка форм, граничащего с раздробленностью. Английские романские соборы выделяются живописностью своего силуэта, обилием мелких членений и форм. Так, в соборе в Или, сооружавшемся во второй половине XII в., эффектную композицию составляет группа башен западного фасада. По углам монументального фасада (левая часть его не была воздвигнута) были поставлены небольшие восьмигранные башни, а по центральной фасадной оси возвышается грандиозная по ширине и по высоте многоярусная башня.

В целом, английскую романскую архитектуру отличают господство прямых линий, отчетливый ритм горизонтальных и вертикальных членений, строго выраженная осевая композиция, равновесие всех ее частей. При отчетливо выявленной типологической общности планов они производят впечатление большого разнообразия форм и свободы архитектурно-композиционных решений благодаря своему живописному расположению. Так, например, Даремский собор высится на крутом обрывистом берегу реки, и его мощные башни необычайно эффектно вздымаются над пышными кронами деревьев и над раскинувшимися невдалеке на пологих холмах невысокими городскими строениями

История искусства