Сложение и развитие романской архитектуры в Западной Европе

ТОЭ Компьютерный монтаж Основы Flash Corel DRAW Учебник по схемотехнике Законы Кирхгофа P-CAD Autodesk Mechanical Desktop Электротехника Атомная физика Графический пакет OrCAD Теория множеств Оптическая физика Дифференциалы Интегралы Магнитные свойства Зонная теория Квантовая статистика Квантовая физика Магнитное поле Электростатика Геометрическая оптика Основы теории относительности Волновая функция Главную ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА КЛАССИЦИЗМА Художественная роспись тканей
История искусства
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
Средневековые замки западной Европы
Французский стиль в русской архитектуре
Ранний период архитектуры
барокко во Франции
КЛАССИЦИЗМ
География построек псевдоготического
стиля на территории России
Сен Сернен В Тулузе
Романика в Португалии
Романика в Германии
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА
ИСКУССТВО БАРОККО
Фламандское барокко
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
КЛАССИЦИЗМА
Классицизм и барокко
АНТИЧНОСТЬ И ВАРВАРСТВО
КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Древняя Греция
Эпоха Возрождения
Искусство Византии
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОТИКИ
Города и замки Германии
Нюрнберг
Берхтесгаден
Готика Франции
 Готика Англии
Монастырь и собор Мон Сен Мишель
Реймсский собор
Готический стиль в Германии
Клаус Слютер
АРХИТЕКТУРА РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА
ПЕТЕРБУРГ В СЕРЕДИНЕ XVIII СТОЛЕТИЯ
КЛАССИЦИЗМ В МОСКВЕ
Художественная роспись тканей
Ручная роспись тканей
роспись тканей в Японии
Особенности композиции в декоративном искусстве Японии
Японские мотивы в тканях модерна
Рецепт приготовления краски
Краски и красители
Перевод рисунка на ткань
Узелковая окраска тканей
Холодный батик
Законы и правила композиции в декоративно-прикладном искусстве
При росписи текстиля способом «горячий батик»
Компоненты художественного творчества
Свободная роспись с применением масляных красок

Сен Сернен В Тулузе

 

Самый большой из паломнических храмов. Западный фасад оформлен как самостоят часть (это место для хранений и собраний). 5 нефов все законы построения те же. Двухчастное деление стены нефа.

Опоры высокие, поставлены близко. Уровень эмпор выполнен в виде арок, разд на 2 арки.

По 2 апсидиолы на рукавах трансепта. Квадрат средокрестия перекрыт октагональным световыи барабаном. Принцип освещения тот же. Переход от квадрата к октагону тот же. Центр капелла больше остальных – аксиальная капелла.

Скульптуры на зап фасаде нет. Есть в тимпане одной из ячеек южного нефа (чуть больше остальных ячеек) – портал Межвиль (тимпан, капители). И в южной стене трансепта (капители) – Портал графов.

В экстерьере – односкатная почти плоская крыша, практически без выступов, чтобы не мешать проникновению света. Контрофорсы укр стены. Двухцветный храм (кирпич + белый камень). Октагональный барабан изначально двухярусный. Посл 2 яруса достраивали в готику.

С одной стороны, паломнические базилики предлагают чёткий план: все рукава латинского креста сходятся  в средокрестии, акцентированном башней-фонарем или куполом, к этому средокрестию сходятся и хор с кольцевым обходом, хорошо освещенные радиальные капеллы, широкий, резко выраженный трансепт с апсидиолами и, наконец, подсказанный торжественностью многолюдных процессий, вытянутый в длину неф. Однако отсутствие клерестория и, таким образом, отсутствие непосредственного освещения центрального нефа создавало определённые препятствия для распространения такого типа базилик на севере Франции (все паломнические базилики расположены на юге). Поиски привили к сооружению в Бургундии важной, точно датированной монастырской церкви, в которой все законополагающие признаки французской романики оказались отчетливо выраженными. Это церковь Сент-Этьенн в Невере 1063-1097 годов - трехнефная базилика в форме латинского креста, шестипролетная, с кольцевым обходом и венцом из трех капелл. Она была полностью перекрыта сводами - цилиндрическими в среднем нефе, крестовыми в боковых нефах и кольцевом обходе. Средокрестие перекрыто октогональным сомкнутым сводом. Над боковыми нефами тянутся галереи с разделенными колонкой проемами трифориев. Но в отличие от паломнических церквей изначально в Сент-Этьенн существовало непосредственное освещение среднего нефа через ярус верхних окон, то есть был полностью применен базиликальный разрез, а в интерьере трехъярусное горизонтальное членение среднего нефа. Так возникла композиция, ставшая впоследствии типичной для построек бургундской школы.

В бургундской церкви Сен Бенуа сюр Люар (1067) мы видим свод колыбелью (коробовый свод центрального нефа) на подпружных арках, декоративные трифории вместо галереи, высокий ломбардский хор и специальные окошечки в крипте – finestelle, предназначенные для паломников, приходивших поклониться мощам св. Бенедикта. Разросшийся нартекс превратился в галилею (трёхнефный нартекс), трансепт имеет свои эшелонированные апсиды, а главная апсида имеет деамбулаторий и венец капелл. Язык романской архитектуры сформировался.

Второй романский стиль (1088-XII/XIII вв.)

Несостоявшийся конец света в 1000 г. даёт новый импульс для развития архитектуры: в Европе начинается строительный бум. И наконец в 1088 г. начинается перестройка церкви апостолов Петра и Павла монастыря в Клюни – совершенный образец нового, романского искусства, господствовавшего в Европе в среднем до XIII в. В Иль-де-Франс 1140-е гг. – это уже начало готики, в Англии готика начинается с перестройки Кентерберийского аббатства в 1168 г., в Германии феномен поздней романики длится до XIII в. В Испании и Португалии романская архитектура приходится на XI- перв. пол.XIII вв. В Италии романское искусство длится также довольно долго, в Тоскане уже в XI в. возникает местный «инкрустационный стиль», а с XIII в. – Проторенессанс. Поэтому говоря об искусстве второго романского стиля, лучше будет разделить повествование по отдельным странам.

Романика во Франции (1088-ок.1150)

В 1088-1115 гг. в монастыре Клюни затевается перестройка церкви т.н. Клюни-3.

Так как храм до нас не дошел, то сущ несколько реставраций его плана и архитектурного облика. Все это, так или иначе, гипотезы.

В плане она представляет собой бенедиктинский крест 170 м в длину;

имеет 5 нефов, пропорции которых таковы, что центральный неф по ширине равняется двум боковым;

и трёхнефный нартекс – галилею;

чередующуюся связанную систему опор с крестчатыми опорами – кантонированными пилонами;

отчётливую связь интерьера и экстерьера;

многобашенный фасад (две  западных башни и башня над средокрестием);

венец капелл и деамбулаторий;

сводчатое покрытие (центральный неф – тоннельный свод на подпружных арках, боковые своды – крестовые);

трифорий (наложенная декоративная аркада, здесь ещё нет эмпор);

два трёхнефных трансепта,

Вообще, используются традиционные римские своды: цилиндрический и крестовый. Своды Клюни-3 имеют слегка стрельчатые очертания, чтобы облегчить распор арки, т.к. в романике вся масса свода приходится на стену, которая имеет иногда 1,5 м в ширину. Это также позволяет повысить высоту здания: уже в эпоху романики своды достигают высоты 37 м в замковом камне, как в высокой готике. Отсутствие эмпор и широких оконных проёмов объясняется пока ещё боязнью за устойчивость здания. И в самом деле, в 1125 г. своды Клюни-3 обрушились. Но в дальнейшем стена прорезается эмпорами, и самый полный рисунок профиля центрального нефа выглядит так (снизу вверх):

ярус опор (как правило, связанная система);

эмпоры/стена (во Франции отдаётся предпочтение стене);

трифории;

клересторий.

Поскольку окна обычно имели полуциркульное завершение, то боковая стена центрального нефа представляла собой три яруса аркад (арки нефа, арки трифория, арки окон), данных в четком ритмическом чередовании и точно рассчитанных масштабных отношениях. Приземистые арки нефа сменялись более стройной аркадой трифория, а та, в свою очередь, - редко расположенными арками высоких окон. Зрительное впечатление от внутреннего пространства романских церквей определялось простыми и ясными числовыми отношениями между шириною главного и боковых нефов. В некоторых случаях зодчие стремились вызвать преувеличенное представление о масштабах интерьера путем искусственного перспективного сокращения: уменьшали ширину арочных пролетов по мере их удаления к восточной части церкви (в церкви Сен Трофим в Арле). Иногда арки уменьшались и по высоте.

В целом, романика во Франции разделяется на несколько региональных школ, поэтому основным принципом классификации романики во Франции служит региональный. В настоящее время сравнительно четко выделяют композиционные и конструктивные приемы школ Бургундии, Нормандии, Оверни, Прованса и Аквитании.

Бургундия

Бургундия – территория, знавшая римскую античность, и это немаловажно. Однако главным источником архитектурных влияний следует считать аббатство Клюни.

Как правило, бургундская церковь:

стремится к базиликальному разрезу,

план имеет очертание латинского креста, с резко выступающим трансептом

отчётливо выраженное пространство хора.

с XI века в крупных церквях применялся деамбулаторий с венцом капелл,

 в меньших - бенедиктинский план с эшелонированными апсидами.

Перекрытия – сводчатые (средний неф – цилиндрический с подпружными арками или крестовый (Везле), боковые – крестовые)

В интерьере – трехъярусное горизонтальное членение: главная аркада, трифории (галерей, как правило, нет), окна клерестория..

Почти всегда обязательно башня над средокрестием.

Конечно, ни один из последующих памятников не повторил величия и грандиозности Клюни-3: в большинстве случаев это были сильно упрощенные варианты, но обладающие основными особенностями клюнийского типа. К таким базиликам можно отнести однонефную церковь Парэ-ле-Мониаль рубежа XI-XIIвеков, с тремя радиальными капеллами и трансептом с апсидиолами. От пят сводов отходят контрфорсы.

Под влиянием Клюни несколько видоизменяется и бенедиктинская схема: собор в Отене (1130) – с трансептом без апсидиол, тремя эшелонированными апсидами, имеет развитый хор и кольцевой обход. Паломническая церковь Сент Мадлен в Везле, построенная в 1120-40 годах, имеет девять травей, перекрытых крестовыми сводами, а десятую восточную – нервюрным. Восточная часть отличается от клюнийской схемы: хор по ширине равен слабо выступающему трансепту, пять капелл также почти утоплены в общем объеме восточной части. Кроме того, здесь отсутствует ярус трифориев и стена получает только двухчастное членение – нижняя аркада и окна клерестория. К этой группе относятся также Анзи-де-Дюк 1190 года и Сен-Лазар в Аваллоне середины XII века.

История искусства