Средневековые замки западной Европы

ТОЭ Компьютерный монтаж Основы Flash Corel DRAW Учебник по схемотехнике Законы Кирхгофа P-CAD Autodesk Mechanical Desktop Электротехника Атомная физика Графический пакет OrCAD Теория множеств Оптическая физика Дифференциалы Интегралы Магнитные свойства Зонная теория Квантовая статистика Квантовая физика Магнитное поле Электростатика Геометрическая оптика Основы теории относительности Волновая функция Главную ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА КЛАССИЦИЗМА Художественная роспись тканей
История искусства
РОМАНСКИЙ СТИЛЬ
Средневековые замки западной Европы
Французский стиль в русской архитектуре
Ранний период архитектуры
барокко во Франции
КЛАССИЦИЗМ
География построек псевдоготического
стиля на территории России
Сен Сернен В Тулузе
Романика в Португалии
Романика в Германии
ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА XVII ВЕКА
ИСКУССТВО БАРОККО
Фламандское барокко
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ПРАКТИКА
КЛАССИЦИЗМА
Классицизм и барокко
АНТИЧНОСТЬ И ВАРВАРСТВО
КАРОЛИНГСКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Древняя Греция
Эпоха Возрождения
Искусство Византии
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ КУЛЬТУРЫ
РАСЦВЕТ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ГОТИКИ
Города и замки Германии
Нюрнберг
Берхтесгаден
Готика Франции
 Готика Англии
Монастырь и собор Мон Сен Мишель
Реймсский собор
Готический стиль в Германии
Клаус Слютер
АРХИТЕКТУРА РУССКОГО КЛАССИЦИЗМА
ПЕТЕРБУРГ В СЕРЕДИНЕ XVIII СТОЛЕТИЯ
КЛАССИЦИЗМ В МОСКВЕ
Художественная роспись тканей
Ручная роспись тканей
роспись тканей в Японии
Особенности композиции в декоративном искусстве Японии
Японские мотивы в тканях модерна
Рецепт приготовления краски
Краски и красители
Перевод рисунка на ткань
Узелковая окраска тканей
Холодный батик
Законы и правила композиции в декоративно-прикладном искусстве
При росписи текстиля способом «горячий батик»
Компоненты художественного творчества
Свободная роспись с применением масляных красок

Этапы развития и стили средневекового искусства

V век принято считать началом новой эпохи – феодальной зависимости, названной эпохой Средних веков. Средневековье делится на три периода: Раннее VI-XI вв., Классическое или Высокое XII-ХV вв. и Позднее XVI-XVII вв. Для западной Европы это время начинается с появлением на этих землях переселившихся народов. Культура Западной Европы образуется при столкновении византийской и варварской культур.

Искусство Средневековья зависело в первую очередь от религии. Христианство вместе с культурой пришло из Рима. Об этом говорит даже название некоторых этапов развития.

Зарождением средневекового искусства является Раннехистианское искусство. Оно возникает еще в Византии и распространяется дальше, дойдя и до Европы. Основные сооружения в этот период – Храмы-базилики. Базилика – вытянутое по оси восток-запад прямоугольное здание с входом с западной стороны и алтарным помещением с восточной, разделенное рядом колонн на три или пять частей – нефов. Но этот период оказывается недолговечным, история Раннехристианского искусства заканчивается с падением Римской Империи. Тогда мир окунается в эпоху средневековья.

Первый этап развития средневекового искусства – Дороманский (VI-Xв). Новый архитектурный стиль возник в эпоху династии Меровингов VII-VIIIв на территории Галлии. В связи с приходом христианства в Европу, основными сооружениями стали церкви. После похода Карла Великого на Рим, Дороманское искусство все больше походит на Античное. Об этом периоде развития нам известно крайне мало. В X веке большое количество норманнских, венгерских и арабских племен наступали на западноевропейские территории. Тогда-то и стал появляться замок, каким мы его знаем. Изначально это были укрепленные монастыри, которые строились на холмах или других возвышениях. Позже эти строения перестали носить функцию монастыря и стали укрепленными оборонительными жилищами.

Следующий этап развития – Романский (XI-XIIIв). В эти века происходили знаменитые Крестовые Походы. Они очень сильно повлияли на развитие искусства, принеся в Европу культуру арабского востока. В этот период деревянные постройки заменяются каменными, складывается тип Феодального Замка. Он становится не только оборонительным сооружением, но и символом власти феодала над окрестными землями. В период Романики города стали обносить каменными стенами и укреплениями, делая Замок городским центром. В некоторых странах уже начинают зарождаться элементы готики – следующего этапа развития культуры Европы.

Готическое искусство (XIII-XVв) – наивысший расцвет Средневековой культуры. Термин «готика» возник в Италии в качестве выражения пренебрежения к готам – варварским германским племенам. Теперь главный объект строительства не церковь, а город. Основные постройки – здания городского назначения, городские ратуши и соборы. Замки в этот период перестают играть важную военную роль, а становятся увеселительными охотничьими резиденциями. Это происходит потому что к этому времени в большинстве стран очень сильно развивается военное дело: изобретается новое оружие, обмундирование, увеличивается количество населения и возрастает укрепление городов.

Особенности средневековой архитектуры в странах западной Европы

Замки в западной Европе стали возникать во времена постоянных войн и набегов. Под ними подразумевались укрепленные жилища феодалов, возводившиеся в хорошо защищенных местах. Самым первым видом замка, в качестве военной постройки, являлся донжон – высокая прямоугольная башня, которая впоследствии стала главной башней замка.

Рассветом замкового строительства можно считать период Романики. К XIIв. возводились уже не одинокие строения, а целые замковые комплексы, состоящие из большого количества зданий, башен и укреплений, возведенных вокруг донжона. На территории замка есть один или несколько дворов, часовни, колодцы и прочие постройки.  Часто укреплением служил подъемный мост, соединяющий две башни или два берега специально вырытого вокруг замка рва. Кроме того, было еще несколько ворот, окованных железом, обычно спускавшихся вниз на цепях. Таким образом, стоящий на возвышении укрепленный замок становился практически непреступным. 

Донжон, где проходила жизнь феодала, состоял из нескольких зал, расположенных одна над другой. Одна зала была главной - в ней проходили пиршества и встречи, остальные комнаты служили спальнями, кухней, оружейной и кладовыми. 

С началом Крестовых Походов замок становится сооружением для ведения активной тактики обороны: квадратные башни сменяются круглыми, для лучшего радиуса обстрела, и сгруппировываются в наиболее уязвимых местах; стены получают дополнительные внешние укрепления. Появление артиллерии делает стены замка хрупкими и уязвимыми. Это приводит к изменению значения замка, превращая его в увеселительные охотничьи резиденции феодала, более удобные для проживания. 

В период Готики основными постройками становятся городские здания. Замки превращаются в целый комплекс сооружений, а внешняя отделка башен приобретает декоративный характер. Что касается внутреннего убранства, оно становится все более роскошным: камины, окна и двери разукрашиваются резьбой, потолки и стены расписываются узорами. Кроме войны, игры в шахматы и охоты, в замках проводятся такие мероприятия, как турниры, свадьбы, посвящения в рыцари и прочие забавы. 

К концу XIV века замки становятся скорее дворцами, в которых протекает жизнь феодала. Это время многочисленных интриг, борьбы за власть, трагических событий и романтических историй, происходящих на фоне сказочно красивых замков, которых в XVII века вытесняют городскими постройками. 

Описание конкретных замков разных стран

Изучая средневековую архитектуру западной Европы, можно составить общее представление о жизни Средних веков. Но этого не хватает, чтобы действительно понять все особенности и черты того времени. Необходимо окунуться в атмосферу жизни феодала, а это невозможно без изучения конкретных замковых построек. К тому же, западная Европа занимает довольно большую территорию и включает в себя большое количество разных стран. Поэтому я решила выбрать несколько стран, наиболее ярких с исторической точки зрения, и сравнить их средневековую архитектуру.

Итак, предметами моего исследования являются замки Германии, Франции, Австрии, Шотландии и Англии/Уэльса. Для меня наиболее интересным этапом развития средневековой архитектуры оказался период XII-XIVвв. В это время происходит переход от Романского искусства, наивысшего расцвета фортификационного строительства, к Готическому искусству, последнему их этапов развития средневековой культуры.

Я старалась выбирать замки, которые не были подвергнуты разрушениям и реставрациям и сохранились до наших дней такими, какими они были в момент их построек. Таким образом, выбрав по 5-6 замков каждой из стран, я исследовала их архитектуру и находила общие черты, которые и являются архитектурными особенностями этих стран. Я расскажу о них на примере замков.

Германия.

Замки Германии в разное время находились под властью не только немецких феодалов, но и правителей других стран. Поэтому их архитектура зависела в первую очередь от вкусов своего владельца. Тем не менее, у них есть общие черты, позволяющие нам отделить их от остальных средневековых замков западной Европы.

В период перехода от Романского искусства к Готическому архитектура Германии почти не испытывало древнеримского влияния, зато в ней явно чувствовалось кельтское воздействие. Основная особенность немецких замков – их расположение. Почти все они располагаются на вершинах скалистых гор, окруженных реками, что позволяет им быть более защищенными. Так же поддерживать высокий уровень обороны позволяет положение окон первого этажа, они находятся гораздо выше основания замка.

Я подробно расскажу об особенностях архитектуры Германии на примере замка Эльц. Он был построен в XIIв в долине небольшой реки и стал свидетелем интересных событий. Долгое время после его постройки замок был предметом противостояния между рыцарями Эльц (основатели замка) и архиепископом Люксембургским. Но, не смотря на эти события, вошедшие в историю как «Эльцская вражда», замок никогда не был серьезно поврежден.

Строительство замка длилось около 500 лет. Он состоит из 10 основных башен, самая высокая из них – 42 метра. Замок Эльц, как и большинство немецких замков, состоит из большого количества разных построек. Что бы попасть в замок, необходимо пройти через мост и внешние подъемные ворота. Это обеспечивало жителям замка безопасность.

С противоположной стороны замка находится еще один вход. Дорога от этой двери ведет к реке.После основных ворот идут хозяйственные постройки и внутренние ворота, за которыми находится внутренний двор. Чаще всего в замках находятся двое или даже трое дворов. Их количество зависит от размера территории замка и количества зданий.

Внутренний двор окружен несколькими домами. Сейчас они соединены четвертым этажом, но раньше они никак не были связаны между собой, у каждого дома был свой владелец. Дом Платэльц, также именуемый старым замком, — это романская старейшая его часть. Он был построен первым и когда-то был целым замком. Сейчас в замке Эльц четыре основных дома, принадлежащие древним германским родам вместе с некоторыми постройками. Дома Родендорфер и Рюбенахер принадлежат к готическому стилю, а Кемпенихер – к барокко.

Теперь стоит кратко рассказать о внутреннем убранстве этих домов. В каждом содержится стандартный комплекс помещений: несколько залов (обычно в замках их два: один для повседневных трапез, второй для торжественных), спальные помещения, погреба и кладовые, оружейные комнаты, туалеты, кухни, капеллы и т.д. Замок Эльц – один из самых комфортабельных средневековых замков Германии. Если в обычном замке насчитывалось два-три камина, то в Эльце их около четырех десятков, что связано с тем, что в нем жили несколько семей.

Одна из основных особенностей замков Германии заключается в том, что они треугольные в плане. Такое расположение очень удобно в условиях гористой местности: три стороны позволяют обхватывать больший обзор территорий и тратить гораздо меньше военных сил и оружий на оборону.

История искусства