Лабораторная работа «Разрезы» Создание 3D-модели Операции рисования Градиентная заливка Тоновая коррекция Векторные трансформации и фильтры Работа со слоями

Практикум по компьютерной графике

Надежность и переносимость. Приложения, использующие библиотеку OpenGL, гарантируют одинаковый визуальный результат вне зависимости от типа используемой операционной системы и организации отображения информации. Кроме того, эти приложения могут выполняться как на персональных компьютерах, так и на рабочих станциях и суперкомпьютерах.

Работа со слоями

Слои являются дальнейшим развитием метода аппликации и позволяют разумно распределять информацию на логические блоки с тем, чтобы работать ними индивидуально как единым целым. Предметной метафорой компьютерного слоя является известная многим поколениям художников прозрачная калька, которая, конечно, не идеально прозрачна к тому же дает возможности мало-мальски исправлять нанесенное изображение. Слои, используемые в графических редакторах, характеризуются идеальными параметрами: абсолютной прозрачностью бесконечной устойчивостью исправлениям.

В каждом документе, создаваемом в программе Adobe Illustrator CS2, уже изначально имеется один слой. Добавление новых слоев позволяет легко управлять значительной массой объектов (дублировать, перераспределять, сливать и выполнять другие действия), их отображением на экране выводом внешние печатающие устройства. Кроме того, существуют дополнительные свойства слоев: размещение слоях не только групп объектов, но других слоев, что создавать сложные вложенные комплексы.

В программе предусмотрен также специальный шаблонный слой (template) для размещения любых объектов, имеющих вспомогательное значение, в частности это касается пиксельных изображений, предназначенных трассировки.

В целях дальнейшей интеграции продуктов фирмы Adobe в программе предусмотрено сохранение слоев при экспортировании документа формат программы Photoshop.

Следует познакомиться с основными особенностями слоев. Лекальные кривые – это такие кривые, которые могут быть вычерчены только с помощью лекала по предварительно построенным точкам. Лекальные кривые широко применяются в очертаниях различных деталей и предметов. Это могут быть профили зубчатых колес и кулачков, очертания кронштейнов, подвесок, посуды и мебели. Лекальные кривые могут быть также получены в результате сечения цилиндра, конуса и других тел вращения плоскостью.

-В пределах одного слоя объекты располагаются обычным способом‑стопкой: каждый объект имеет свой уровень.

-Сгруппированные объекты располагаются на одном и том же слое. При группировке объектов, находящихся разных слоях, они перемещаются самый верхний слой группы, сразу после самого верхнего объекта в группе.

-При маскировании объектов, находящихся на разных слоях, объекты промежуточных слоев также становятся частью маски.

Палитра Layers. Все операции со слоями (создание, удаление, фиксирование и т. п.) осуществляются с помощью палитры Layers (Слои) (см. рис.5.42), которая открывается командой меню Window (Окно).

Кроме того, палитра Layers (Слои) используется для выделения и удаления объектов их групп, фиксирования сокрытия их, а также присвоения параметров. В этом смысле может служить "пультом управления" не только слоями.

Разработчики программы предусматривают следующие условия работы со ' слоями, группами и объектами:

-можно создавать произвольное число слоев, групп и объектов;

-на слоях могут располагаться другие слои (вложенные слои), группы и отдельные объекты. Группы в свою очередь, включать объекты, но не слои;

>

Рис. 5.42. Палитра Layers

-если к слоям и группам на слое применяются какие-либо команды, например Lock (Закрепить) меню Object (Объект), следует учитывать иерархию слоев, групп объектов. Например, Layer 1 располагаются группы А В . Команда применяется сначала группе , а затем слою 1. результате весь слой будет зафиксирован, включая группу (которая была зафиксирована ранее) Если теперь применить команду Unlock (Освободить) то группа останется фиксированной, освободится;

-перемещение слоя влечет за собой перемещение всех других слоев, групп и объектов, расположенных на нем;

-объекты, входящие в группу, располагаются на одном слое. Если группу объединяются объекты, расположенные разных слоях, то они "подтягиваются" тот слой, который включает самый верхний объект группы.

В палитре отображаются имена слоев, начиная с самого верхнего.

Текущий слой, группа или объект помечаются специальным знаком в виде треугольника. Все операции (например, рисование, перемещение, вставка объектов из буфера обмена Clipboard ) осуществляются только на активном слое. Если каком-либо слое имеются выделенные объекты, то строке этого слоя правой части отображается цветной квадратик.

Для активизации любого слоя достаточно щелкнуть левой кнопкой мыши на строке этого или группы. Если слой группа содержит другие слои группы, следует нажать треугольную стрелку, чтобы "развернуть" вложенные объекты, входящие в группу (см. рис.5.43). С помощью этой же стрелки информация сворачивается.

>

Рис. 5.43. Вложенные слои

Вид палитры можно изменить. Для этого необходимо выполнить команду Palette Options (Параметры палитры), которая открывает диалоговое окно Layers "Слои") (рис. 5.44), в котором установить следующие параметры.

>

Рис. 5.44. Диалоговое окно Layers Palette Options

-Флажок Show Layers Only (Отображать только слои) обеспечивает отображение в палитре (Слои) слоев, группы и объекты не отображаются.

-В группе Row Size (Высота строки) можно выбрать один из вариантов высоты строки:

-Small (Маленькая);

-Medium (Средняя);

-Large (Большая);

-Other (Другая)‑дает возможность определить произвольную высоту в диапазоне от 12 до 100 пикселов.

-В группе Thumbnails (Миниатюры) можно выбрать варианты отображения уменьшенных изображений слоев, групп или объектов:

-Layers (Для слоев);

-Top Level Only (Только для заглавных слоев);

-Groups (Для групп);

-Objects (Для объектов).

Если необходим поворот с копированием, следует использовать кнопку Сору (Скопировать). Диалоговое окно Rotate (Поворот) можно также вызвать помощью одноименной команды меню Object -> Transform (Объект Трансформирование). При вращении большой совокупности объектов, как и при перемещении, может появиться необходимость в некотором "беспорядке" (разумеется, художественном).

«Габаритный» прямоугольник. В программе Adobe Illustrator CS2 масштабирование можно осуществить с помощью маркеров «габаритного» прямоугольника (bounding box). Для выполнения масштабирования необходимо выделить объект или совокупность объектов. Перемещение боковых обеспечивает только по горизонтали вертикали, а перемещение угловых маркеров‑одновременно и вертикали.

Деформация. Если инструмент Shear (Наклон) позволяет так деформировать объект, чтобы он смог имитировать его вид на плоскости параллелограмма или ромба (например, сторонах куба), то с помощью инструмента Free Transform (Свободное трансформирование) можно получить деформацию, напоминающую перспективную. Для этого необходимо выделить объект совокупность объектов, включить трансформирование), захватить один из угловых маркеров и только потом нажать клавишу <Ctrl>. Маркер начинает независимо от других перемещаться, образуя неправильный четырехугольник, в который результате будет вписан исходный объект.

Штриховка. Фильтр Pen and Ink (Штриховка) ‑оригинальный векторный фильтр, который имитирует рисунок пером и тушью служит для создания различных штриховок, например "клетчатых" "деревянных" узоров, а также штриховок со случайным рисунком.

Легкость применения. стандарт OpenGL имеет продуманную структуру и интуитивно понятный интерфейс, что позволяет с меньшими затратами создавать эффективные приложения, содержащие меньше строк кода, чем с использованием других графических библиотек. Необходимые функции для обеспечения совместимости с различным оборудованием реализованы на уровне библиотеки и значительно упрощают разработку приложений.
Изучение основных команд построения трехмерных моделей